Окружной конкурс исследовательских работ младших школьников «Хочу всё знать»
Моя деревенька ...
Беляев Игорь, 4 класс, 2010 г.
Наши корни тянутся издревле,
Где же лес? Откуда сухостой?
Три живых избы в твоей деревне ...
Русь моя родная, что с тобой?
Л.А. Головина
Верхний конец деревни Берляки.
Этими словами я хочу начать свой рассказ о родной деревеньке, которая называется Берляки.
Цель моей работы: познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей. Через несколько лет она может исчезнуть.
Я поставил такие задачи:
• изучить историю родной деревни;
• познакомиться с легендами о деревне;
• сделать сравнительный анализ.
Нижняя часть деревни. |
Быть или не быть моей деревне Берляки?
Масштаб 1 : 25 000 (в 1 см 250 м). |
Деревня Берляки находится в западном направлении на расстоянии 1 км от деревни Пушкино. Название её произошло от слова «вер», что в переводе с марийского – «место», а слово «лаке» - «низкое». Всё означает «низкое место». И действительно, деревня расположена на неудобном месте: вдоль неё тянется овраг, по которому протекает небольшой ручей, рядом нет реки. Дорога грунтовая, местами проехать очень сложно.
Дорога в Берляки из д. Пушкино.
Существует легенда, что марийцы боялись воды и, поэтому строились подальше от рек. Другая легенда гласит, что через нашу деревню при Екатерине II проходил тракт на Яранск, по краям которого сохранились старые березы.
Старый екатерининский тракт.
От коренных жителей деревни я узнал, откуда произошло её название, как жили, чем занимались, и многое другое.
Интересную легенду рассказала мне моя мама Беляева Надежда Анатольевна.
«Было три сестры-озера. Одно из них было в Берляках. Как-то одна женщина решила постирать там грязные пелёнки, потому что негде ей было стирать. Озеро обиделось, рассердилось и ушло туда, где сейчас Никулятское озеро. Говорят, что оно бездонное. Озеро потихоньку уходит и через 50-200 лет может уйти. Если озера не станет, то и деревни Никулята, Шагадаки, Берляки, по словам старожилов, исчезнут».
Одной деревни среди них уже нет. Это деревня Никулята. Легенду, по словам мамы, рассказал Берляков Иван Демидович, житель д. Берляки, который уже умер.
Место, где, по легенде, раньше было озеро. |
Зато в Берляках имеется каскад из пяти прудов, часть из которых считаются хозяйскими. Здесь мы купаемся, ловим карасей, окуньков на удочку. Приезжают рыбаки из города на машинах с ночлегом. Один пожилой мужчина жил в лесу у нижнего пруда в шалаше всё лето. На одном из прудов живёт семейство цапель, на другом водятся ондатры, а ещё можно увидеть запруды, которые строят трудолюбивые бобры.
Пруды д. Берляки.
Также имеется несколько ключей (примерно их 7), из которых жители берут питьевую воду, так как водопровода в деревне нет. Вода в них студёная, чистая. Мы также берём воду из ключа. Колодцев в деревне насчитывается 14.
У колодца в овраге.
Деревенские ключи.
Деревня разделена оврагами на три части. Верхняя часть её называется «Ялпаи». В настоящее время там проживают три семьи. Во второй половине прошлого века проживало 15 семей.
Мой дом в средней части деревни.
Средняя часть называется «Миктан полок», что означает «Митькино родство». Было 25 домов, осталось – 7.
Дом семьи Ширкиных в нижнем конце.
Дуб у дома бабушки Ульяны.
Я проживаю в средней части деревни. Нас окружают нежилые дома. Соседей рядом нет.
Нижняя часть деревни - «Шениш нумал». Было 24 дома, осталось – 9.
В 50-е годы прошлого века насчитывалось, по словам Ореховой Марии Васильевны, 64 хозяйства.
Мария Васильевна Орехова.
Дома стояли по обе стороны улицы. В настоящее время осталось 17. Крыши были соломенные. Солому для крыш жали вручную. Снопы хлестали о бревно с деревянными зубьями. Укладывали солому на крышу пучками толщиной примерно сантиметров 20-30. В середине 50-х годов стали крыть тёсом, а в середине уже 60-х – бумажным шифером.
У каждого дома растёт орешник.
На территории деревни растут вековые ивы и дубы.
Много в деревне орешника, яблонь.
Мария Ивановна Берлякова.
В нашей деревне проживает старейшая жительница округа бабушка Мария.
Она родилась 1 июля 1918 г., но в свидетельстве о рождении стоит запись: 1920 г. Работала разнорабочей у богатых. Замуж вышла в деревню Магазейки за Ефимова Петра. Он был счетоводом. Там родился сын Юра. При потере мужа на войне вернулась обратно. Повторно вышла замуж за Берлякова Афанасия Прокопьевича. Он был единоличником, имел двухэтажный дом: снизу кирпичный, а сверху деревянный. В их доме учили детей. Учитель Кардаков приходил из д. Мироново. Афанасия Прокопьевича раскулачили, и он был в бегах 8 лет . По возвращении построил он новый маленький дом в два окошка. У Марии Ивановны 3 детей, 7 внуков, 9 правнуков. 1 июля 2010 года будет отмечать 90-летний юбилей.
Геннадий Данилович Степанов.
Николай Данилович Степанов.
Самые известные уроженцы деревни – братья Степановы: Геннадий и Николай Даниловичи.
Геннадий Данилович свой трудовой путь начал с шофера. В 1987-1988 гг. работал техником-строителем в колхозе им. Пушкина. 13 лет руководил колхозом. Работал главой администрации Пушкинского сельского округа. В настоящее время – специалист администрации Никольского сельского поселения.
Валентина Николаевна Андреевских.
Николай Данилович закончил 8 классов Пушкинской школы. После окончания средней школы №1 поступил в Пермское военное училище, служил в Дальнереченске Приморского края. Потом закончил Московскую академию. До выхода на пенсию работал в городе Сарапул республики Удмуртия. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.
Валентина Николаевна Андреевских (Иванова) в 1975 году за отличную учебу и активное участие в жизни школы была награждена путевкой в лагерь «Артек». После окончания школы поступила в Яранское медучилище на медсестру, потом работала в Кирове. Поступила в Свердловский медицинский институт на врача-гинеколога. Сейчас живет и работает в городе Полевской Свердловской области.
Николай Валентинович Иванов.
Николай Валентинович Иванов после окончания школы и службы в Армии уехал в Ставрополь к дяде, у которого был свой частный цирковой коллектив. Вот уже 12 лет он выступает в частных цирках с опасными трюками. Николай объездил с гастролями в составе Ставропольского, Оренбургского, Пензенского цирков ООО «Евразия» всю Европейскую часть России, Кавказ, Урал и Зауралье. Сейчас Николай находится с гастролями в Башкирии. Он входит в число трех российских исполнителей трюка Дэвида Копперфильда. Каждое лето он приезжает в отпуск в родную деревню.
Николай Васильевич Иванов, уроженец
д. Берляки, потомственный пчеловод.
Дом Александра Даниловича Иванова,
украшенный наличниками его изготовления.
Жители моей деревни занимались и занимаются сейчас
Степанов Николай Данилович,
Иванов Валентин Васильевич,
Берляков Юрий Иванович
Иванов Валентин Васильевич,
Степанов Александр Иванович
Шуракшин Николай Абрамович, Шуракшин Иван Николаевич
Иванов Александр Данилович, Стафеев Геннадий Михайлович
в 50-60-е годы умели все мужчины деревни
уроженцы деревни Степанов Николай Данилович,
Степанов Геннадий Данилович, Степанов Олег Иванович.
Деревенское кладбище.
Религиозные праздники, которые отмечают в деревне – Троица, Ильин день, Пасха, Святая Никола. В каждой семье отмечают Новый год и дни рождения.
В деревне Берляки, говорят, была языческая вера, и поэтому хоронили на своем кладбище в Кермяках.
Деревенские дети нижней части деревни. 70-е годы.
Жители деревни одевались раньше просто, но нарядно, носили марийские платья, украшенные вышивкой.
Фотография, найденная в старом доме. |
Так одевались в послевоенные годы. |
Моя сестра Люда в национальном костюме. |
Я составил таблицу, где указал, сколько было жилых домов, какие были постройки, сколько учеников ходило в школу и т.д.
Проанализировав её, я пришёл к выводу, что жителей в деревне становится меньше, осталось только 5 молодых работающих семей, остальные – пенсионеры. Я думаю, лет через 15-20 деревня может исчезнуть, если молодёжь не будет оставаться.
Когда я вырасту, останусь в деревне и буду заниматься фермерством.
Я хочу, чтобы моя деревня жила.
Деревенское стадо. |
Двухлетняя жительница деревни Катюша Царегородцева. |