Организация работы на маршруте

До начала путешествия были распределены обязанности между членами группы, проводился инструктаж по организации работы.

Основная форма исследований — туристско-краеведческая экспедиция.

Физико-географическая характеристика района путешествия была сделана в период подготовки к походу.

Командир отряда Ерошкина Мария отвечала за оформление маршрутного листа в административных зданиях, а также организовывала руководство группой и контроль за выполнением обязанностей. Она изучила учебник по туризму (4 в списке использованных ресурсов).

Картографическая работа на маршруте также входила в её обязанности (фото № 2) (прокладка маршрута, определение азимута на всех участках движения, ориентирование по карте местности, фиксирование пройденного расстояния, проведение глазомерной съёмки).

 

Фото № 2.

Ерошкина М. определяет азимут движения.

(Авт. Толстобова Т.П.)

 

За ведение дневника похода отвечала Ефремова Елена, которая на протяжении всего пути вела записи, описывая каждый участок маршрута. Методами наблюдения и сравнения описывалась погода, растительный и животный мир, рельеф местности. Она также выполняла обязанности биолога группы, изучавшей озеро Шайтан.

Работу по сбору информации о Никулятском озере организовывала Беляева Людмила. Вместе с Егоровой Настей она собирала образцы флоры и фауны озера (фото № 3), работала с руководством натуралиста (6), изучила сборник (5) о природе Кировской области.

Фото № 3.

Биологи под наблюдением Ерошкиной Е.Н собирают моллюсков на южном берегу Никулятского озера.

(Авт. Толстобова Т.П.)

 

Ширкина Юлия являлась гидрологом группы, отвечала за организацию промеров глубин, составляла батиметрическую схему озера и профили его котловины. Также она участвовала в опросах местных жителей (фото № 4).

Заместителем руководителя в третьем походе был Пуртов Владислав. Он вёл группу на Никулятское озеро от д. Бараново, руководил проведением глазомерной съёмки русла р. Ирки. Также Владислав помог ребятам составить схему озера и русла (фото № 5).

Фото № 4.

Ширкина Ю. проводит опрос жителя д. Шагадаки Никитина В.В.

(Авт. Беляева Л.)

Фото № 5.

Пуртов В. вычерчивает схему русла р. Ирки на основе результатов глазомерной съёмки.

(Авт. Толстобова Т.П.)

 

 

 

 

 

В третьем походе участвовали юные туристы Ерошкин Артём (костровой) и Ширкин Станислав (санитар). Мальчики также помогали проводить глазомерную съёмку.

Фотосъёмку цифровым фотоаппаратом освоили все участники группы.

Помимо прочего, все девочки участвовали в заготовке дров для костра, приготовлении обедов.

Санитары Ширкин С., Егорова Н. организовывали обработку всех участников походов гелем «Комарэкс». Ни один участник похода не пострадал от укусов клещей.

Также на маршруте была организована общественно-полезная работа. По заданию директора школы мы ликвидировали нецензурные надписи на стене магазина в д. Пушкино, очистили родник в д. Берляки, оборудовали место для костра на берегу Никулятского озера. При этом мы тщательно прибирали за собой места бивуаков, гасили костры, уничтожали мусор.

 

При выполнении исследований природных объектов использовались следующие методы.

  1. Картографический. Для составления карт походов использовались данные карты, записи наблюдений за видом местности, данные азимутальных замеров. Азимуты измерялись с помощью жидкостных компасов, расстояния определялись по времени и скорости движения, а также на основании измерений по карте.
  2. Метод глазомерной съёмки использовался при обмере берегов Никулятского озера и русла реки Ирки с целью последующего составления схемы.
  3. Для составления батиметрической схемы озера использовался метод закладки створов, при котором через озеро на поплавках натягивался шнур с отметками через каждые 3 м. У каждой отметки выполнялся промер глубины.
  4. Для фиксации точек начала и конца створа применялся метод азимутальных координат , азимут расположения флажка определялся с двух разных точек.
  5. Прозрачность воды определялась с помощью диска Секки, подвешенного на измерительной ленте с отметками через 1 см. Он опускался в воду с теневой стороны лодки. Выбиралось среднее значение между моментами исчезновения и появления светлого пятна. На озере Шайтан применялся приём измерения прозрачности по наклонной.
  6. Органолептический. Для исследования воды определялся её вкус, цвет и запах.
  7. Температура воды измерялась на поверхности и на глубине. В последнем случае термометр, неплотно завёрнутый в полиэтиленовый пакет, в течение 10 минут находился у дна, затем быстро извлекался.
  8. Жёсткость воды определялась степенью размыливания в ней кусочка мыла.
  9. Метод наблюдения использовался при изучении растительного и животного мира, плавучих островов.
  10. Классификация, систематизация и обобщение применялись при составлении таблиц, организации краеведческих материалов, формулировке выводов и результатов исследований.
  11. Изучение литературы, ресурсов сети Internet , карт и схем являлось обязательным моментом при подготовке к походам, но и в походах ребята неоднократно обращались к карте.

 

В начало

Hosted by uCoz