Организация работы на маршруте

До начала путешествия были распределены обязанности между членами группы, проводился инструктаж по организации работы.

Основная форма исследований – туристско-краеведческая экспедиция.

Проводилось изучение литературных и краеведческих материалов, особенностей района путешествия.

Практически все члены группы имели не только туристские, но и исследовательские обязанности.

Командир отряда Беляева Елена отвечала за оформление маршрутного листа в административных зданиях, организовывала руководство группой и контроль за выполнением обязанностей. Она изучила учебник по туризму. В её обязанности входил сбор средств на продукты и проезд. Также она являлась биологом группы, имея опыт изучения растений, работы со справочниками и определителями, помогала вести исследование второму биологу – Ефремовой Ирине, выполнявшей обязанности эколога. Задачей Ирины был контроль за соблюдением чистоты на привалах, организация уборки мусора.

Картографическая работа на маршруте входила в обязанности Ефремовой Елены (прокладка маршрута, определение азимута на всех участках движения, ориентирование по карте местности,). Её задачей как гидролога являлось описание водоёмов.

Летописцем в походе была Никулина Екатерина, она фиксировала время, азимут, расстояние, ориентиры на основных этапах путешествия. Методами наблюдения и сравнения описывалась погода, растительный и животный мир, рельеф местности. Помимо этого, Катя вела беседы с жителями. Она являлась также медиком в группе, проводила осмотр от клещей (фото № 1), оказывала медицинскую помощь.

Фото № 1.
Никулина Е. осматривает Беляеву Л. в поисках клещей после выхода из лесных зарослей.
(Авт. Ефремова Е.)

 

Беляева Людмила являлась поваром (фото № 2-3), составляла список продуктов, готовила пищу, следила за чистотой посуды. Хотя все члены группы владеют цифровой фотокамерой, Люда отвечала за школьный фотоаппарат, вместе с остальными вела фотосъёмку.

Фото № 2.
Беляева Л. готовит обед в столовой школы д. Покста.
(Авт. Беляева Е.)

 

Фото № 3.
Беляева Л. снимает пробу с супа на привале у р. Ярань в с. Пачи.
(Авт. Ефремова Е.)

 

Ерошкин Артём был ответственным за лодку; вместе с Никулиным Димой они перевозили через водные препятствия груз и участников похода. Ещё Артём занимался видеосъёмкой (фото № 4). Дима также выполнял обязанности спасателя, отвечал за спасательный круг, но никого спасать не потребовалось. В одном из болот он построил гать.

Фото № 4.
Ерошкин А. ведёт видеосъёмку с места установки таблички у озера Шаринга.
(Авт. Ефремова Е.)

 

Костровыми в походе были Ширкин Станислав и Никифоров Андрей. В их обязанности входила организация места бивака, запас дров, подготовка кострового хозяйства. Андрей, как завхоз, отвечал за сохранность и исправность инвентаря (топора, лопаты).

Заместителем руководителя был Пуртов Владислав. Он организовывал и контролировал действия группы в сложных ситуациях (фото № 5), осуществлял разведку путей движения, в том числе и через затопленные участки, помогал нести груз, отвечал за безопасность группы.

Фото № 5.
Пуртов В. помогает Ерошкину А. подогнать лодку для посадки Ефремовой Е.
(Авт. Беляева Е.)

 

Также на маршруте была организована общественно-полезная работа. По заданию школьного совета по туризму и краеведению на маршруте движения мы убирали замусоренные места на берегах водоёмов. Места привалов тщательно прибирались. По заданию Тужинского краеведческого музея изготовлена и установлена у озера Шаринга памятная табличка.

При выполнении краеведческого задания использовались следующие методы.

1. Картографический. Для составления картографического материала использовались данные карты, записи наблюдений за видом местности, данные азимутальных замеров. Азимуты измерялись с помощью жидкостных компасов, расстояния определялись по времени и скорости движения, а также на основании измерений по карте. Использовались карты из разных источников, разных масштабов.

2. Метод наблюдения использовался при изучении растительного и животного мира, для составления технического описания похода, для описания экскурсионных объектов.

3. Классификация, систематизация и обобщение применялись при организации краеведческих материалов, формулировке выводов и результатов исследования.

4. Изучение литературы, материалов походов, карт и схем являлось обязательным моментом при подготовке к походу, также во время похода неоднократно обращались к карте.

5. Метод натурной фотосъёмки (фото № 6) применялся для фиксации результатов наблюдений за растительным и животным миром, природными ландшафтами, экскурсионными объектами.

Фото № 6.
Ефремова Е. фотографирует соцветия ели в лесу у оз. Шаринга.
(Авт. Беляева Е.)

 

К сожалению, из-за позднего разлива р. Пижмы не удалось провести промеры глубин на озере Шаринга (озеро не вошло в берега), поэтому метод промера по створам оказался в данном походе невостребован (как и шнур разметкой и поплавками и диск Секки).

Поскольку в живой природе не всегда удаётся увидеть диких животных, мы познакомились с представителями фауны в Тужинском краеведческом музее (фото № 7).

Фото № 7.
Ефремова И. и Никулина Е. знакомятся с животными, представленными в экспозиции Тужинского краеведческого музея.
(Авт. Беляева Е.)

 

Особое внимание было обращено организации движения вдоль автомобильных дорог (фото № 8), по сильно пересечённой местности (заболоченные и затопленные участки (фото № 9), густой подлесок, деревья, поваленные бобрами) и безопасности лодочных переправ. Участники похода помогали друг другу, страховали на сложных участках (фото № 10).

Фото № 8.
Движение колонны вдоль автодороги Тужа-Покста.
(Авт. Никулин Д.)

 

Фото № 9.
Переход заболоченного участка по кочкам, с использованием одной или двух жердей для опоры.
(Авт. Беляева Л.)

 

Фото № 10.
Ерошкин А. помогает выйти из лодки Ефремовой И. и перейти затопленный участок по деревьям, сваленным бобрами.
(Авт. Беляева Л.)

 

В начало

Hosted by uCoz