Выступление на II областном образовательном форуме
«Открытость. Качество. Развитие» 18 марта 2008 г.
МОУ ООШ д. Пушкино Яранского района Кировской области
(слайд 1)
Добрый день, уважаемые участники Форума!
Мы представляем основную общеобразовательную школу д. Пушкино. Это сельская малокомплектная школа. Она является основным местом реализации личностных интересов детей. Система воспитательной работы в школе строится по комплексным целевым программам. Ключевая из них - Программа развития образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности, так как в настоящее время особенно актуально воспитание у детей патриотизма и любви к своей малой Родине.
(слайд 2)
Стремительное внедрение в школьное образование информационных технологий требует изменения привычных подходов и в воспитательной работе. Наш проект соединяет туристско-краеведческую деятельность с современными цифровыми технологиями. Он называется "Цифровое Лукоморье". Проект имеет и методическое название.
Данный проект является ответом на актуальный для нас проблемный вопрос: как привлечь современного технологически образованного школьника к изучению родного края, своих исторических и национальных корней.
(слайд 3)
Мы выделили 4 основные проблемы
(слайд 4)
Были поставлены следующие цели:
Организация информационно-технологической поддержки целевой программы «Моя малая Родина».
Внедрение инновационных подходов к организации исследовательской деятельности и презентации полученных результатов в различных формах.
Мотивация школьников к познанию родного края посредством организации их деятельности с применением ИКТ.
(слайд 5)
Работа по проекту решает задачи:
Разработать программу туристско-краеведческой деятельности с учетом применения ИКТ.
Привлечь детей к новой социально-значимой и интересной для них деятельности.
Обеспечить учащихся комплексом современных технических и программных средств для эффективной реализации проекта.
(слайд 6)
Для реализации проекта используется компетентностный подход в образовании. Он позволяет формировать у школьников социальную, проектную, информационную, технологическую компетентности.
Мы разработали "Программу развития образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности "Моя малая Родина" с учетом применения на всех её направлениях различных форм использования ИКТ. Все учащиеся нашей школы участвуют в её реализации. Определены следующие виды деятельности и мероприятия, проводимые по каждому виду.
(слайд 7)
Над социально-экологическими проектами ведётся работа учащихся начальных, 5-х, 6-х классов. Такие проекты, как «Школьный дендрарий» и акция «Живи, родник!» проводятся ежегодно.
(слайд 8:
ссылка 1 – страницы школьного сайта, посвящённые изучению провальных озёр,
ссылка 2 – титульный лист работы «Марийские обряды, приметы и наряды»)
Проектные работы исследовательского характера выполняются учащимися 7-х, 8-х, 9-х классов. Работы перечислены в порядке хронологии. Изучением карстовых явлений наша группа занимается с 2005 года. Первые 4 работы представляют ступени развития исследовательского уровня работ. Мы начинали с описаний карстовых озёр, вышли на исследование других карстовых явлений, и детально изучили наше Никулятское озеро, единственное в районе и почти не описанное в литературе. Затем мы вышли на практический природоохранный проект «Это озеро можно спасти!».
Поскольку наш округ является местом компактного проживания народа мари, актуальны проектные работы национальной тематики.
(слайд 9:
ссылка 3 – главная страница школьного сайта, можно посмотреть «Выпуск 2006», «Фотоэкскурсию по Яранску»)
С 2004 года разрабатывается школьный сайт, где также размещается информация краеведческого и исследовательского характера – летописи школы, выпускных классов, история колхоза, воспоминания жителей округа, фотовернисажи.
Сайт предоставляет доступ к инфрормации широкому кругу людей. Благодаря размещению краеведческой информации на школьном сайте, прошлым летом у нас состоялось международное сотрудничество. Наши исследования Никулятского озера заинтересовали американского ученого главного картографа штата Нью-Йорк, который для своей научной работы обратился к нам за результатами промеров глубин и создал на их основе батиметрическую схему озера с помощью нескольких компьютерных программ. Помимо этой схемы, он также предлагает нам дальнейшее сотрудничество.
(слайд 10)
Большую пользу приносит работе использование бесплатного широкополосного доступа в Интернет. Приведу пример – конкурс Вернадского. Положение о конкурсе мы скачали с сайта конкурса, там же зарегистрировались, отправили свою работу через Интернет, разместив её на сервере в нашем Личном кабинете. Результаты участия – рецензию и вызов на 2-й тур – также прочитали на сайте.
(слайд 11:
ссылки 4-6 – видеоролики «Команда на тренировке», «Тетерева на току», «Чимбулатский комплекс»; последние два – большие по объёму)
Второй год в школе работает детская цифровая студия "Взгляд", также поддерживающая краеведческое направление. Основные виды её деятельности – цифровая фото и видеосъёмка, обработка видео и фотоматериалов. Уже создано несколько видеороликов по итогам походов и полевых съёмок.
Также члены этой студии являются участниками фотовыставок. Фотовыставка «В поисках прекрасного» выпускника нашей школы Пуртова Владислава в течение 3-х месяцев демонстрировалась в районном краеведческом музее, а его «Фотоэкскурсия по Яранску» также размещена на сайте школы. Сейчас в школе проходит фотоконкурс «Мой взгляд на мир».
(слайд 12:
ссылка 7 – программы и основные варианты использования)
Техническую поддержку проекта позволяют осуществлять возможности школьного кабинета информатики. Уровень оснащённости нашего кабинета нестандартен для сельской школы. Задействуются также и личные технические средства.
Наиболее востребованы следующие программные средства. Прежде всего, это офисный пакет Microsoft Office, а также программы для работы с графикой, звуком и видео, визуальный редактор сайтов.
В цифровой форме представляются отчёты походов, краеведческие и исследовательские материалы. В школьной газете, часть номеров которой выпускается на компьютере, ведётся экологическая и краеведческая странички.
Обеспечена и кадровая поддержка проекта.
(слайд 13:
ссылка 8 – видеоролик о фотовыставке в музее, ссылка 9 - перечень результатов, ссылка 10 – pdf -файл, батиметрическая схема Никулятского озера, сделанная американцем, ссылка 11 – диплом III степени за разработку сайта)
Нами уже достигнуты следующие результаты.
Прежде всего, развитие учащихся:
осознание значимости собственной деятельности для будущих поколений, потребность в сохранении для них уникальных природных, культурных и исторических ценностей родного края;
формирование информационной компетентности;
приобретение навыков публичного выступления;
развитие эстетического вкуса, дизайнерских способностей.
К результатам относится успешное участие в конкурсах.
В районном конкурсе на лучшее туристское путешествие мы не раз занимали 1 места.
Первый раз приняли участие в районный конкурс исследовательских работ в 2006 г. а в 2007 заняли 1 место.
В районном конкурсе «Наша газета» мы – победители 2006 г. и призёры 2007 г.
Ежегодно участвуем в областном конкурсе «Компьютер в школе»и последние 2 года занимаем 1 места, представляя сайты краеведческой тематики.
В 2007 г. участвовали в Х региональном конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее». Девочки выступили на симпозиуме «Химия и промышленная экология» с защитой работы и получили дипломы 1 степени и глобусы.
Более удачным в финансовом плане для нас был областной конкурс практических природоохранных проектов школьников «Экология родного края» осенью 2007 г. – помимо диплома 1 степени мы получили 4-местную палатку и компасы.
В прошлом году также приняли участие во Всероссийском экологическом форуме «Зелёная планета», представив экологический сайт, фотографии и рисунки.
В этом году участвуем в XV Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и по результатам 1 тура приглашены для участия во 2-м очном туре в Москве.
В 2006 г. участвовали в международном конкурсе « Join Multimedia ». Ребята получили международные сертификаты участников и диски с лучшими работами конкурса.
Расширение географии сотрудничества:
школьный сайт проиндексирован в поисковых системах;
имеется поддержка нашей работы государственной службой охраны окружающей среды и природопользования Кировской области в лице Государственного инспектора С.Ф. Кузнецова;
научным консультантом исследовательских работ является кандидат географических наук завкафедрой биомониторинга Всероссийского научно-исследовательского института охотоведения и звероводства Соловьёв А.Н.;
сложилось взаимодействие с американским ученым главным картографом штата Нью-Йорк Эрик Вайнковски.
Освещение нашей деятельности в СМИ.
Наша работа по исследованию озера принята для публикации в сборнике Департамента природы Кировской области «Экскурсии по памятникам природы».
Имеются публикации о нашей работе в районной газете «Отечество».
В июне 2007 г. в телепередаче «Вести – Киров» прошёл сюжет о нашей поисковой группе, которая стремится спасти озеро.
Наш сайт в прошлом году занял 3-е место на областном конкурсе Интернет-сайтов образовательных учреждений Кировской области. Сертификаты за активное участие в разработке сайта получили Пуртов Владислав, выпускник нашей школы, и Степанов Сергей, учащийся 9 класса.
(слайд 14)
Мы видим следующие перспективы нашей работы.
(слайд 1)
Благодарю вас за внимание! Надеюсь, наш опыт пригодится многим из вас. С вопросами вы можете обращаться по электронной почте. Наш электронный адрес – на главной странице нашего сайта.