Программа развития образования школьников средствами организации туристско -краеведческой деятельности
"Моя малая Родина"
на 2016-2020 годы
Настоящая программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края и разработана организатором по туристско-краеведческой работе Толстобовой Т.П. совместно с туристским советом школы.
Программа является составной частью воспитательной и образовательной программ школы.
Целью программы является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.
Исходной базой для составления программы являются следующие документы:
Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.
1. Наименование программы | Программа развития образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности "Моя малая Родина" на 2016-2020 годы. |
2. Основания для разработки программы |
|
3. Разработчики | Толстобова Т.П., Ерошкина Л.Т., туристский совет школы. |
4. Цели и задачи | Создание школьной системы образовательно-воспитательной программы деятельности по формированию гражданских и патриотических качеств личности в условиях углублённого изучения и исследования родного края. Закрепление положительных результатов, достигнутых на этапе работы в 2010-2015 г.г., вовлечение в туристско-краеведческую деятельность как можно большего количества детей и развитие у них стабильного интереса к познанию своего края, воспитание экологической культуры, создание доступных обучающимся комплексов краеведческих материалов в учебных кабинетах и экспозициях музейного типа в школе, сохранение исторической памяти, совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся. |
5. Структура программы | |
6. Сроки и этапы реализации программы | I этап (организационный) - апрель-октябрь 2016 года, II этап (реализация программы) - 2016-2020 годы, III этап (итоговый) - 2020 год. |
7. Исполнители | Толстобова Т.П., Ерошкина Л.Т., Толстобов А.П., Топаев С.Л., Ширкина Г.Т., Пуртова Ф.И., Мотовилова Л.Г., Черепанова И.А. , туристский совет школы. Коллектив учащихся и учителей под руководством турсовета. |
8. Организация контроля за выполнением программы | Оперативный контроль директора школы, организатора туристско-краеведческой деятельности. Открытый просмотр реализации программных мероприятий. Плановые отчёты ответственных лиц. |
9. Объем и источники финансирования |
|
10. Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Восстановление психофизических сил и здоровья детей, формирование необходимых компетентностей для успешной самореализации в современном обществе, паспортизация школьного музея, подготовка к 80-летию школы, воспитание патриотических чувств, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края. |
В течение последних 15 лет школа работает над реализацией комплексной целевой программы «Наша малая Родина», направленной на создание системы образования на основе изучения родного края средствами туристско-краеведческой деятельности.
На решение проблемы была ориентирована учебная и внеклассная работа школьного коллектива.
К настоящему моменту в школе сложилась система туристско-краеведческой деятельности, которая заложена в основу учебно-воспитательного процесса.
С целью развития интереса учащихся к изучению родного края используются разнообразные формы работы. Это учебные экскурсии, походы по родному краю, дни здоровья, фольклорные праздники, туристско-спортивные соревнования «Майский экстрим», краеведческие задания, проектная и исследовательская деятельность.
Краеведческая работа в школе ведётся по таким направлениям, как природное, историческое, литературное краеведение. На уроках и классных часах учителя также используют экспонаты и материалы из школьного музея.
За прошедший период в школе создана музейная комната, экспонаты которой собраны ребятами, а также переданы в дар местными жителями. Здесь же хранятся и оформленные материалы краеведческих заданий: «Летописи классов», «История школы», «История колхоза им. Пушкина», «История развития медицинского обслуживания», «История развития почты», «История потребкооперации», «История развития культуры и художественной самодеятельности», Отчёты по походам за 2005-2016 гг., материалы исследований.
Вовлечение ребят в туристско-краеведческую деятельность начинается с начальных классов. Изучая свою семью, описывая своё генеалогическое дерево, в среднем звене учащиеся начинают заниматься историей родного края, осознают необходимость сохранения окружающей среды для будущих поколений.
Реализовано краеведческое направление и в социальной программе «Моя малая Родина». Ежегодно проходят акции «Экологический десант», «Школьный дендрарий», «Живи, родник!», «Помощь птицам», «Будущий лес», «Зелёная аптека», «Братцы-кролики», «Вятская деревня».
Проводятся походы по Яранскому, Тужинскому, Пижанскому, Советскому, Лебяжскому районам, РМЭ. Особое внимание уделяется исследованию природных объектов Пушкинского сельского округа.
Важным показателем успешности реализации программы являются достигнутые в последние годы результаты.
Это прежде всего успешное ежегодное участие школьной туристической группы «Зелёный компас» в конкурсах на лучшее туристское путешествие, в районных турслётах:
2013 год - 1 место в конкурсе путешествий,
1 - в комбинированном туристском маршруте,
2 - на туристской полосе препятствий,
1 - в фотоконкурсе,
3 - по туристским навыкам.
Итог: 1 место и кубок победителей в общем зачёте среди сельских школ.2014 год - 1 место на комбинированном туристском маршруте,
1 место на полосе препятствий,
3 место в конкурсе на лучшее туристское путешестви
1 место в фотоконкурсе.
Итог: 1 место и кубок победителей в общем зачёте среди сельских школ.2015 год - 2 место по спортивному ориентированию,
2 место по технике пешеходного туризма,
1 место за туристское путешествие,
1 место в конкурсе "Туристские навыки".
Итог: 1 место и кубок победителей в общем зачёте среди сельских школ.2016 год - 2 место в спортивном ориентировании,
1 место - на комбинированном маршруте,
1 - на полосе препятствий.
2 место за туристское путешествие,
2 место в конкурсе "История и культура Вятского края".
Итог: 1 место и кубок победителей в общем зачёте среди сельских школ.
Туристическое снаряжение обновлено, материальная база нуждается в пополнении.
Также развивается и исследовательская работа учащихся. Так, интерес ребят к изучению карстовых явлений, в частности провальных карстовых озер, привёл к разработке исследовательского проекта «Никулятское озеро Яранского района, его описание и сравнительные характеристики», который в этом году на Х районном краеведческом конкурсе в номинации «Природное краеведение» занял 1 место. Также он был представлен на областном экологическом конкурсе, однако недостатком работы явилось использование для исследований подручных средств, а не специальных приборов, отсутствующих в школе.
Немалую роль играет и привлечение ИКТ для выполнения исследований, организации и оформления результатов исследовательских работ, краеведческих материалов, отчётов по походам, а также для защиты и презентации работ.
Краеведческие материалы представлены и на школьном сайте. По результатам исследования Никулятского озера 8-классником Степановым Сергеем был создан экологический сайт, и этот проект занял 1 место на ХI областном конкурсе творческих работ школьников «Компьютер в школе».
Также дипломы I степени получили ребята, выступившие на Х региональном конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее», на симпозиуме «Химия и промышленная экология».
Наличие краеведческой информации на школьном сайте привело и к международному сотрудничеству. Проведённые в июне 2007 года исследования по уточнению карты Никулятского озера и промеры глубин заинтересовали главного картографа штата Нью-Йорк, который по электронной почте обратился к нам за результатами промеров, необходимыми ему для научной работы.
В настоящее время разрабатывается природоохранный проект по изменению гидрологического режима озера. По вопросу сохранности озера школа также сотрудничает с представителями районного комитета по охране природы, сельской и районной администрацией. Консультации нам оказывает и кандидат географических наук, завкафедрой биомониторинга ВНИИОЗ гидробиолог Соловьёв А.Н.
Красота родного края не оставляет ребят равнодушными. Так, Ширкина Юля получила диплом областного конкурса детских рисунков на тему Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. Сочинение Ерошкиной Маши и Ширкиной Юли, посвящённое родному краю, заняло 1 место в областном конкурсе сочинений "Лучший урок письма" в 2006 г., рисунки и сочинения девочек публиковались в районном библиотечном сборнике.
В этом году выпускник нашей школы, учащийся 11 класса Пуртов Владислав, разработал и разместил на нашем сайте «Фотоэкскурсию по Яранску». Его фотовыставка «В поисках прекрасного» с пейзажами родной деревни экспонируется в районном краеведческом музее, а её фрагменты были показаны на педагогических конференциях в Советске и Яранске.
Таким образом, система организации образования средствами туристско-краеведческой деятельности успешно реализуется в нашей школе. Необходимо продолжить развитие системы с учётом инноваций в образовательном процессе. Особое внимание следует уделить расширению материально-технической базы, необходимой для достижения более высоких результатов реализации программы.
Цель:
создание условий для получения дополнительных знаний каждым обучающимся о природе, географии, истории и культуре родного края, способствующих развитию познавательного и профессионального интереса к краеведению, воспитанию социальной активности школьников.
Задачи:
Программу предполагается реализовать в 3 этапа:
апрель-октябрь 2016 года - I этап (организационный),
2016-2020 годы - II этап (реализация программы),
2020 год - III этап (итоговый).
I этап. Разработка и реализация организационных программных мероприятий на уровне образовательного учреждения, направленных на развитие познавательных интересов учащихся в области краеведения, на расширение комплекса краеведческих материалов, развитие материальной базы.
В результате реализации I этапа ожидается: повышение активности школьников в поисково-исследовательской работе, развитие у них стабильного интереса к познанию своего края, широкое использование туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе; расширение комплекса краеведческих материалов; приобретение современного туристского снаряжения и учебного оборудования для проведения работ исследовательского характера.
II этап предполагает реализацию всей программы: развитие системы образования на основе изучения родного края; создание условий для формирования ключевых компетентностей; модернизация материальной базы.
III этап. Анализ, экспертиза и корректировка программы в соответствии с полученными результатами.
Задачи:
Содержание:
Задачи:
Осуществляется во внеурочной деятельности с привлечением обязательных активных форм познания, в экспедиционных отрядах, туристских группах.
Направления деятельности:
Содержание:
Содержание:
Содержание:
Содержание:
Задачи:
Содержание:
Задачи:
Содержание:
Задачи:
Содержание:
1. Ответственные за исполнение.
2. Формы и сроки контроля.
|
Ежегодно (август) По факту проведения |
Результат:
Результат:
Результат:
Результат:
Результат:
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Новые объекты: Чимбулатский ботанико-геологический природный комплекс, пещеры Зараменская, «Киров-600» Советского района |
Легендарное озеро Шайтан Уржумского района |
Береснятский водопад, Буржатский утёс, пещеры правого берега р. Немды |
Озеро Лобново Санчурского района |
Озеро Быковщинское Советского района |
Продолжение изучения: Карстовое озеро Никулятское Яранского района (схема береговой линии, промеры глубин) |
Никулятское озеро Яранского района(схема озера и русла реки, батиметрическая схема) | Никулятское озеро и р. Ирка (схема участка работ, характеристики воды, ключи и течения) | Никулятское озеро и р. Ирка (схема участка работ, характеристики воды, ключи и течения) | Карта источников и ключей Пушкинского сельского округа |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
«Деревенька моя (исч. д. Кипанур)» Паспортизация природных объектов |
«Кувшинка белая на территории Яранского района» Родословная семьи Паспортизация природных объектов |
Проект по изменению русла р. Ирки «Гидрологический режим Никулятского озера, возможность его изменения» История д. Ерошкино История школы д. Пушкино |
«Мониторинг состояния Никулятского озера после изменения его гидрологического режима» «Легенды и были нашего округа» |
Мониторинг состояния Никулятского озера после изменения его гидрологического режима История д. Никулята «Наши земляки» |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
«Школьный дендрарий» | «Школьная клумба» | «Центральная площадь усадьбы колхоза им. Пушкина» | «Мой двор» «Отдых на озере N » |
«Скамейка» |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
«Природа нашего края» | «В поисках прекрасного» (краеведческий музей) | «Творение рук человеческих» | «Люди нашего села» | «Репортаж с места событий» |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Сбор экспонатов, продолжение оформления экспозиции музейной комнаты | Создание музейной экспозиции о воинах-земляках, участвовавших в военных действиях в «горячих точках» | Паспортизация музея, учёт фондов Сбор данных о ветеранах ВОВ для Книги памяти Яранского района |
Создание экспозиции «Крестьянская изба» Оформление экспозиции «Семейный альбом» |
Создание карты-схемы «Населённые пункты округа: исчезнувшие и существующие» |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Летопись 2004-2005 История колхоза им. Пушкина Провальные карстовые озёра |
Выпуск 2006 Летопись 2005-2006 История почтовой связи История медобслуживания Никулятское озеро Учёный-экономист Ф.Е. Тубеков |
Выпуск 2007 Летопись 2006-2007 История школы Озеро Шайтан Языческий обряд поклонения огню Солдаты «горячих точек» |
Выпуск 2008 Летопись 2007-2008 История потребкооперации Чимбулатский комплекс Стихи А.П. Зыковой |
Выпуск 2009 Летопись 2008-2009 История развития культурного досуга Озеро Лобново Наши земляки |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Конкурс чтецов «Тихая моя Родина» | Конференция «Писатели Вятского края» | Устный журнал «Местные поэты-яраничи» | Концерт «Устное народное творчество марийского народа» | Проект: «Малый жанр устного народного творчества» |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Приобретение и изготовление туристского снаряжения (реп-шнуры, петли Пруссика) | Приобретение спортивных карабинов, туристских ковриков | Приобретение новых палаток, спальных мешков | Выполнение нормативов на значок «Юный турист России» | Выполнение нормативов на значок «Турист России» |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
С чего начинается моя Родина Природа моей деревни Фенологические наблюдения в природе Растительный и животный мир родного края Влияние природных условий на жизнь, быт и деятельность людей родного края Проектная деятельность: «Охотничьи промыслы в д. Пушкино», «Лекарственные растения нашего края» |
Природные богатства района (рельеф, климат, полезные ископаемые, воды, почвы, растительность) Смена времён года в нашей местности Памятные и достопримечательные места как свидетели прошлого Проектная деятельность: «Использование лесных богатств в нашем районе» Краеведческая экспозиция «Минеральная кладовая» |
Природа Кировской области Этнография Кировской области Жилище и одежда жителей в прошлом и настоящем Утварь и орудия труда жителей нашего края (пополнение экспонатов музея) Проектная деятельность: «Одежда жителей деревни начала ХХ века» Краеведческая экспозиция «Одежда жителей деревни начала ХХ века» |
Влияние природы на экономику родного края Население и его хозяйственная деятельность Сословные и этнические группы населения, религия Современные функции города и деревни Виды хозяйственной деятельности жителей родного края Краеведческая экспозиция «Из бабушкиного сундука» Проектная деятельность: «Демографическая ситуация в деревне», «Трудовые миграции населения» |
Природа родного края и его экология Выявление нарушенных экосистем Агроклиматические ресурсы родного края Создание экологической тропы здоровья Проектная деятельность: «Лесные и растительные сообщества родного края», «Редкие и исчезающие виды растений Кировской области», «Охрана млекопитающих обитателей водоёмов», «Экологические проблемы Кировской области и пути их решения» |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
«Ключ на Никулятском озере» | «Река Ярань» | «Ключ в д. Берляки» | «По труду и честь» | «Традиции и обряды народа мари» |