На главную  |  Назад  |  Версия "Цифровое Лукоморье" для печати

Проект для поддержки КЦП

«Информационно-коммуникационные технологии
как эффективное средство поддержки
реализации комплексной целевой программы
туристско-краеведческой деятельности школьников»

Авторы:
Толстобова Татьяна Петровна, учитель информатики;
Степанова Татьяна Викторовна, директор школы.

Данный проект направлен на решение следующих актуальных проблем:

  • воспитание у школьников любви к родному краю как нравственной основе патриотизма;
  • привлечение учащихся к познанию окружающего мира, его природных, культурных, национальных и исторических ценностей;
  • сохранение и распространение краеведческого материала для дальнейшего использования в рамках школы, района, области;
  • практическое приложение знаний, полученных на уроках информатики, компьютерной графики, основ проектной деятельности.

ЦЕЛИ:

  • Организация информационно-технологической поддержки реализации школьной комплексной целевой программы туристско-краеведческой деятельности «Моя малая родина».
  • Внедрение инновационных подходов к организации исследовательской деятельности и презентации полученных результатов.
  • Мотивация школьников к познанию родного края посредством организации их деятельности с применением ИКТ.

Задачи:

  • разработать программу развития образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности с учетом применения на каждом этапе различных форм использования ИКТ;
  • привлечь детей к новой социально-значимой и интересной деятельности, повышающей уровень их культуры и национального самосознания;
  • обеспечить учащихся комплексом современных технических и программных средств для эффективной реализации проекта.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации проекта ожидается:

  • повышение интереса учащихся к изучению родного края посредством применения современных технологий в исследовательской деятельности;
  • воспитание чувства личной ответственности за сохранение и развитие родного края как необходимого элемента социальной компетентности;
  • формирование информационных компетентностей при реализации инновационного подхода к организации туристско-краеведческой деятельности;
  • В ходе выполнения проекта достигаются следующие результаты:
  • представление результатов исследований, краеведческих материалов, описаний походов в современной цифровой форме;
  • развитие эстетического вкуса учащихся и дизайнерских способностей при подготовке и оформлении материалов в цифровой форме;
  • успешные выступления в конкурсах краеведческой и компьютерной тематики за счет эффективной организации презентационных материалов;
  • доступность результатов работ для широкого круга людей за счёт удобства тиражирования цифровых материалов;
  • расширение сотрудничества до международного посредством создания школьного сайта, содержащего краеведческие материалы и применения электронной почты;
  • организация фотовыставок на школьном, районном, региональном уровнях, а также в сети Интернет;
  • публикации по краеведческой теме (в т.ч. по материалам исследовательских работ) в периодической печати и краеведческих сборниках;
  • успешные выступления школьной туристической группы «Зелёный компас» на районных туристских соревнованиях школьников;
  • применение при организации образовательного процесса краеведческих материалов в удобной цифровой форме;
  • разработки памяток, буклетов, страниц школьного сайта туристско-краеведческой тематики;
  • ведение экологической страницы в школьной газете, создаваемой на компьютере.

Актуальность проекта

В нашем сельском поселении остро стоят социальные проблемы взрослого населения (алкоголизация, низкий уровень зарплат, отсутствие хорошо оплачиваемой работы), оказывающие дестабилизирующее воздействие на подрастающее поколение. Наблюдается недостаток интересных видов социально-значимой деятельности для детей и, как следствие, невысокий уровень социальной активности ребят, недостаточное разнообразие форм коммуникативного взаимодействия между детьми и взрослыми, снижение контроля над детьми со стороны родителей. Школа, являясь в этих условиях культурным центром, оказывает воспитывающее и организующее воздействие на детей и, через них на родителей.

Значимым фактором повышения общего уровня культуры является национальное самосознание людей. Наше сельское поселение является местом компактного проживания народа мари и являет собой уникальный бытовой культурный комплекс традиций и укладов коренного населения. В последнее время многие аспекты культуры утрачиваются, исчезают из обыденного употребления. Поэтому привлечение подрастающего поколения к возрождению национальной культуры окажет стабилизирующее воздействие на социальную среду.

В связи с развитием и доступностью информационных технологий в современном обществе среди учащихся возникает потребность к освоению и применению ИКТ для реализации своих интересов. Традиционные способы организации работы становятся менее привлекательными. К тому же широкий поток информации из различных СМИ умаляет в глазах учащихся важность изучения и охраны своего родного края. Для полноценного развития личности воспитание патриотизма и любви к своей малой родине является определяющим фактором. Необходимо направить интересы детей на изучение и сохранение уникальных особенностей своего края, его природных, исторических, культурных аспектов. Данный проект позволяет эффективно организовать туристско-краеведческую деятельность школьников в современных условиях.

К тому же проект способствует привлечению к социально-значимой деятельности детей с психологическими и социальными проблемами, повышает их коммуникабельность, самооценку, интеллектуальный и культурный уровень. Увлечение детей и подростков новой интересной и значимой деятельностью позволит снизить стремление к антиобщественным формам компенсации, займет и организует их досуг.

Продолжительность работы по реализации разработки – 5 лет (2006-2010 годы).

Объём финансирования: 85 тыс. рублей:

  • приобретение компьютера для видеомонтажа и работы с графикой – 25 тыс. рублей,
  • цифровая видеокамера – 15 тыс. рублей,
  • цифровой фотоаппарат – 15 тыс. рублей,
  • организация походов – 10 тыс. рублей,
  • расходные комплектующие – 5 тыс. рублей,
  • командировочные расходы – 15 тыс. рублей.

Новизна данного проекта выражается в эффективной интеграции современных информационных технологий в систему туристско-краеведческой деятельности школьников.

Дальнейшее развитие проекта предполагает следующие перспективы:

  • создание общего информационного пространства школы как уникального социально-культурного образования;
  • активное развитие краеведческого направления работы детской цифровой студии «Взгляд»;
  • с развитием обеспеченности учебного процесса современным исследовательским оборудованием (мобильные лаборатории) повысится качество измерений и обработки данных и, как следствие, общий уровень исследовательских работ школьников;
  • владение информационными технологиями поможет профессиональному самоопределению учащихся, привьёт им навык технически грамотного использования компьютеров при реализации проектов;
  • расширится поле исследовательской деятельности учащихся;
  • повысится заинтересованность выпускников нашей школы в обеспечении социального и экологического благополучия родного края.

Благодаря современным цифровым технологиям наработанный опыт возможно легко распространить в любой школе, оснащенной современной компьютерной техникой, имеющей выход в Интернет и заинтересованной в привлечении своих учащихся к туристско-краеведческой деятельности.

 

Hosted by uCoz