Данный проект направлен на решение следующих актуальных проблем:
- воспитание у школьников любви к родному краю как нравственной основе патриотизма;
- привлечение учащихся к познанию окружающего мира, его природных, культурных, национальных и исторических ценностей;
- сохранение и распространение краеведческого материала для дальнейшего использования в рамках школы, района, области;
- практическое приложение знаний, полученных на уроках информатики, компьютерной графики, основ проектной деятельности.
ЦЕЛИ:
- Организация информационно-технологической поддержки реализации школьной комплексной целевой программы туристско-краеведческой деятельности «Моя малая родина».
- Внедрение инновационных подходов к организации исследовательской деятельности и презентации полученных результатов.
- Мотивация школьников к познанию родного края посредством организации их деятельности с применением ИКТ.
Задачи:
- разработать программу развития образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности с учетом применения на каждом этапе различных форм использования ИКТ;
- привлечь детей к новой социально-значимой и интересной деятельности, повышающей уровень их культуры и национального самосознания;
- обеспечить учащихся комплексом современных технических и программных средств для эффективной реализации проекта.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации проекта ожидается:
- повышение интереса учащихся к изучению родного края посредством применения современных технологий в исследовательской деятельности;
- воспитание чувства личной ответственности за сохранение и развитие родного края как необходимого элемента социальной компетентности;
- формирование информационных компетентностей при реализации инновационного подхода к организации туристско-краеведческой деятельности;
- В ходе выполнения проекта достигаются следующие результаты:
- представление результатов исследований, краеведческих материалов, описаний походов в современной цифровой форме;
- развитие эстетического вкуса учащихся и дизайнерских способностей при подготовке и оформлении материалов в цифровой форме;
- успешные выступления в конкурсах краеведческой и компьютерной тематики за счет эффективной организации презентационных материалов;
- доступность результатов работ для широкого круга людей за счёт удобства тиражирования цифровых материалов;
- расширение сотрудничества до международного посредством создания школьного сайта, содержащего краеведческие материалы и применения электронной почты;
- организация фотовыставок на школьном, районном, региональном уровнях, а также в сети Интернет;
- публикации по краеведческой теме (в т.ч. по материалам исследовательских работ) в периодической печати и краеведческих сборниках;
- успешные выступления школьной туристической группы «Зелёный компас» на районных туристских соревнованиях школьников;
- применение при организации образовательного процесса краеведческих материалов в удобной цифровой форме;
- разработки памяток, буклетов, страниц школьного сайта туристско-краеведческой тематики;
- ведение экологической страницы в школьной газете, создаваемой на компьютере.
Актуальность проекта
В нашем сельском поселении остро стоят социальные проблемы взрослого населения (алкоголизация, низкий уровень зарплат, отсутствие хорошо оплачиваемой работы), оказывающие дестабилизирующее воздействие на подрастающее поколение. Наблюдается недостаток интересных видов социально-значимой деятельности для детей и, как следствие, невысокий уровень социальной активности ребят, недостаточное разнообразие форм коммуникативного взаимодействия между детьми и взрослыми, снижение контроля над детьми со стороны родителей. Школа, являясь в этих условиях культурным центром, оказывает воспитывающее и организующее воздействие на детей и, через них на родителей.
Значимым фактором повышения общего уровня культуры является национальное самосознание людей. Наше сельское поселение является местом компактного проживания народа мари и являет собой уникальный бытовой культурный комплекс традиций и укладов коренного населения. В последнее время многие аспекты культуры утрачиваются, исчезают из обыденного употребления. Поэтому привлечение подрастающего поколения к возрождению национальной культуры окажет стабилизирующее воздействие на социальную среду.
В связи с развитием и доступностью информационных технологий в современном обществе среди учащихся возникает потребность к освоению и применению ИКТ для реализации своих интересов. Традиционные способы организации работы становятся менее привлекательными. К тому же широкий поток информации из различных СМИ умаляет в глазах учащихся важность изучения и охраны своего родного края. Для полноценного развития личности воспитание патриотизма и любви к своей малой родине является определяющим фактором. Необходимо направить интересы детей на изучение и сохранение уникальных особенностей своего края, его природных, исторических, культурных аспектов. Данный проект позволяет эффективно организовать туристско-краеведческую деятельность школьников в современных условиях.
К тому же проект способствует привлечению к социально-значимой деятельности детей с психологическими и социальными проблемами, повышает их коммуникабельность, самооценку, интеллектуальный и культурный уровень. Увлечение детей и подростков новой интересной и значимой деятельностью позволит снизить стремление к антиобщественным формам компенсации, займет и организует их досуг.
Продолжительность работы по реализации разработки – 5 лет (2006-2010 годы).
Объём финансирования: 85 тыс. рублей:
- приобретение компьютера для видеомонтажа и работы с графикой – 25 тыс. рублей,
- цифровая видеокамера – 15 тыс. рублей,
- цифровой фотоаппарат – 15 тыс. рублей,
- организация походов – 10 тыс. рублей,
- расходные комплектующие – 5 тыс. рублей,
- командировочные расходы – 15 тыс. рублей.
Новизна данного проекта выражается в эффективной интеграции современных информационных технологий в систему туристско-краеведческой деятельности школьников.
Дальнейшее развитие проекта предполагает следующие перспективы:
- создание общего информационного пространства школы как уникального социально-культурного образования;
- активное развитие краеведческого направления работы детской цифровой студии «Взгляд»;
- с развитием обеспеченности учебного процесса современным исследовательским оборудованием (мобильные лаборатории) повысится качество измерений и обработки данных и, как следствие, общий уровень исследовательских работ школьников;
- владение информационными технологиями поможет профессиональному самоопределению учащихся, привьёт им навык технически грамотного использования компьютеров при реализации проектов;
- расширится поле исследовательской деятельности учащихся;
- повысится заинтересованность выпускников нашей школы в обеспечении социального и экологического благополучия родного края.
Благодаря современным цифровым технологиям наработанный опыт возможно легко распространить в любой школе, оснащенной современной компьютерной техникой, имеющей выход в Интернет и заинтересованной в привлечении своих учащихся к туристско-краеведческой деятельности.