На главную | К программе ТКД | Выступление на форуме
Проект для поддержки КЦП
"Цифровое Лукоморье"
«Информационно-коммуникационные технологии
как эффективное средство поддержки
реализации комплексной целевой программы
туристско-краеведческой деятельности школьников»
Авторы:
Толстобова Т.П.,
Степанова Т.В.
Проект МОУ основной общеобразовательной школы д. Пушкино
Яранского района Кировской области
В основу учебно-воспитательного процесса нашей школы заложена система туристско-краеведческой деятельности. Для её реализации применяются разнообразные формы работы. Однако, приходится признать, что в современных условиях заинтересовать детей краеведческой работой становится сложнее. Поскольку современные дети рано приобщаются к цифровым технологиям, их интересы порой далеки от проблем родного края. С другой стороны, учащиеся нашей школы, получая хорошие навыки обращения с компьютерной техникой на учебных занятиях, не всегда имеют представление о возможности их комплексного применения при решении учебных и личностно значимых задач.
Поэтому, стремясь воспитать у школьников любовь к родному краю, привлечь учащихся к познанию окружающего мира, научить их практическому приложению знаний, полученных на уроках информатики, и решить важную задачу сохранения и распространения краеведческого материала, мы разработали комплексную целевую программу развития образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности «Моя малая родина» с учетом применения на каждом этапе различных форм использования ИКТ. Имеющаяся в школе компьютерная техника позволяет обеспечить поддержку программы на должном уровне.
За счёт применения современных технологий и новых методов организации краеведческой исследовательской деятельности повышается интерес учащихся к изучению родного края. При реализации такого инновационного подхода к организации туристско-краеведческой работы происходит формирование информационной, проектной и коммуникативной компетентностей.
Наш проект рассчитан на период до 2010 года. За прошедшие три года реализации комплексной целевой программы достигнуты существенные результаты.
Наша туристическая группа в течение нескольких лет занимала первые места на районных туристских соревнованиях школьников.
Все описания походов, краеведческие материалы и результаты исследований представляются в современной цифровой форме: печатные материалы, презентации, цифровая фотография, видеоролики, сайты.
Это позволяет учащимся нашей школы успешно выступать в конкурсах краеведческой и компьютерной тематики.
На Х районном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся в номинации «Природное краеведение» наша поисковая группа «Зелёный компас» заняла первое место, защитив работу «Никулятское озеро Яранского района как провальное карстовое образование, его описание и сравнительные характеристики».
На Х I областном конкурсе творческих работ школьников «Компьютер в школе» ребята защищали проект – экологический сайт по исследованию Никулятского озера, и заняли первое место.
Также дипломы I степени получили наши школьники, выступившие на Х региональном конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее», на симпозиуме «Химия и промышленная экология».
Благодаря размещению краеведческой информации на школьном сайте, у нас состоялось международное сотрудничество. Наши исследования Никулятского озера заинтересовали главного картографа штата Нью-Йорк, который по электронной почте обратился к нам за результатами промеров глубин, необходимых ему для научной работы. Созданная им компьютерная батиметрическая схема озера выгодно отличается по дизайну от построенной вручную нашими школьниками.
Изучение озера привело ребят к необходимости разработки практического природоохранного проекта по изменению гидрологического режима озера. Это проект занял первое место на областном конкурсе «Экология родного края». В качестве приза мы получили 4-местную палатку.
Также наша работа публикуется в сборнике Департамента Природы Кировской области «Экскурсии по памятникам природы». В районной газете регулярно печатаются публикации, освещающие нашу краеведческую работу.
На XII областном конкурсе «Компьютер в школе» ребята защищали проектную работу «Марийские обряды, приметы и наряды», оформленную в виде сайта с приложением фотовыставки образцов марийской вышивки и буклета о рукодельницах. В своей работе ребята использовали архивные материалы школьного музея и собственные изыскания. На одной из страниц сайта был помещен интерактивный календарь народных примет. Работе было присуждено первое место.
Школьный сайт является удобным местом для размещения краеведческих материалов. Помимо уже названного там выкладываются летописи школы и классов, истории школы, колхоза, села, воспоминания, фоторепортажи. Оригинальный дизайн и качество размещаемого материала позволили школьному сайту получить диплом третьей степени на II областном конкурсе Интернет-сайтов образовательных учреждений Кировской области.
Большую пользу приносит школе наличие бесплатного широкополосного доступа в Интернет. В 2006 году группа учащихся школы получила сертификаты международного конкурса « Join Multimedia 2006». Ребята представляли презентацию социальной программы школы «Моя малая родина». Регистрация и поддержка конкурса осуществлялась через Интернет.
В этом году мы принимаем участие во Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского. Работа отправлена по сети на сайт конкурса, успешно прошла первый тур, допущена к участию в очном туре в Москве.
Второй год в школе работает детская цифровая студия «Взгляд», одно из направлений деятельности - краеведческое. На II областной конкурс цифровых образовательных материалов «Начинаем урок» отправлены видеоролики «Тетерева на току», «Зараменская пещера», «Чимбулатский комплекс», созданные по результатам полевых и походных съёмок.
В школе проходят выставки цифровых фотографий. Фотоработы выпускника школы Пуртова Владислава одобряют и профессиональные фотографы. В 2007 году он разместил на нашем сайте «Фотоэкскурсию по Яранску», а его фотовыставка «В поисках прекрасного» с пейзажами родной деревни в течение трёх месяцев экспонировалась в районном краеведческом музее. Её фрагменты были показаны на августовских педагогических конференциях в гг. Советске и Яранске.
Школьная газета «Альтаир», выпускаемая на компьютере, уже дважды занимала призовые места в ежегодном районном конкурсе «Наша газета». В газете ведётся экологическая страница, а в рубрике «Хочу рассказать о …» печатаются заметки ребят по своей родословной.
Помимо эффективной организации краеведческой работы наш проект обусловлен наличием социальных проблем нашего сельского поселения. Проблемы взрослого населения (алкоголизация, низкий уровень зарплат, отсутствие хорошо оплачиваемой работы) оказывают дестабилизирующее воздействие на подрастающее поколение. Наблюдается недостаток интересных видов социально-значимой деятельности для детей и, как следствие, невысокий уровень социальной активности ребят, недостаточное разнообразие форм коммуникативного взаимодействия между детьми и взрослыми, снижение контроля над детьми со стороны родителей. Школа, являясь в этих условиях культурным центром, оказывает воспитывающее и организующее воздействие на детей и, через них на родителей.
Значимым фактором повышения общего уровня культуры является национальное самосознание людей. Наше сельское поселение является местом компактного проживания народа мари и являет собой уникальный бытовой культурный комплекс традиций и укладов коренного населения. В последнее время многие аспекты культуры утрачиваются, исчезают из обыденного употребления. Поэтому привлечение подрастающего поколения к возрождению национальной культуры окажет стабилизирующее воздействие на социальную среду.
К тому же проект способствует привлечению к социально-значимой деятельности детей с психологическими и социальными проблемами, повышает их коммуникабельность, самооценку, интеллектуальный и культурный уровень. Увлечение детей и подростков новой интересной и значимой деятельностью позволит снизить стремление к антиобщественным формам компенсации, займет и организует их досуг.
Дальнейшее развитие проекта предполагает следующие перспективы:
- создание общего информационного пространства школы как уникального социально-культурного образования;
- с развитием обеспеченности учебного процесса современным исследовательским оборудованием (мобильные лаборатории) повысится качество измерений и обработки данных и, как следствие, общий уровень исследовательских работ школьников;
- владение информационными технологиями поможет профессиональному самоопределению учащихся, привьёт им навык технически грамотного использования компьютеров при реализации проектов;
- расширится поле исследовательской деятельности учащихся; повысится заинтересованность выпускников нашей школы в обеспечении социального и экологического благополучия родного края.
Благодаря современным цифровым технологиям наработанный опыт возможно легко распространить в любой школе, оснащенной современной компьютерной техникой, имеющей выход в Интернет и заинтересованной в привлечении своих учащихся к туристско-краеведческой деятельности.
Опубликовано в сборнике материалов
"Второй образовательный форум:
открытость, качество, развитие"
Киров, 2008