Заключения и рекомендации
Поставленные цели путешествия были достигнуты в полном объёме. В процессе предпоходной подготовки собраны и систематизированы сведения о жителях Пушкинского сельского округа, принимавших участие в Великой Отечественной войне, основанные на списках сельсовета, похозяйственных книгах, мобилизационных списках Яранского военкомата, информации из Книги Памяти Кировской области, воспоминаниях жителей. По полученным данным было определено количество жителей, ушедших на фронт в каждой деревне, сделаны памятные таблички. Мы установили таблички с названием на месте всех исчезнувших деревень Пушкинского сельского округа, осмотрели места расположения деревень, дополнили краеведческую информацию, размещённую на сайте проекта. Также установлены таблички о количестве жителей, ушедших на войну из каждой деревни округа. На Никулятском озере, охраняемом нашей школой, мы провели рейд по очистке берегов и акватории озера от мусора, переоборудовали место для его складирования, восстановили и обновили таблички. Пополнена информация о биоценозе Никулятского озера. Измерены физические характеристики воды. В процессе прохождения маршрута мы выявили экологически неблагополучные места, обнаружили редкие растения, встретили лосей.
Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:
– маршрут подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления с природой родного края, в частности, с Никулятским озером, имеющим суффозионно-карстовое происхождение;
- маршрут выбран и составлен с использованием топографических карт местности, плана-планшета лесонасаждений колхоза им. Пушкина, схемы расположения исчезнувших деревень;
- лучшим временем проведения похода будет конец весны, начало лета, также интересно наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов в летний и осенний период;
- из группового снаряжения наиболее востребованы были лопата, топорик и фотоаппарат. Полезными на привалах оказались туристские коврики. Лишних предметов в личном и групповом снаряжении не оказалось.
Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Нужно уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Также ребята получают навыки перехода речек вброд, движения по азимуту, наблюдения за природой. Требуется провести инструктаж по поведению в заболоченных местах, по движению группы в зарослях и вдоль автодорог. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы.
Другие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале.
Очень важным является то, что ребята в процессе работы с историческим материалом, в походах по местам расположения деревень начинают глубже понимать, какое великое дело совершили их прадеды, отдав жизни за родину, осознают свою причастность к сохранению родного края, учатся любить и беречь природу своей малой родины.