Заключения и рекомендации
Поставленные цели путешествия были достигнуты практически в полном объёме. В процессе предпоходной подготовки и во время похода собраны легенды о кладах, заколдованных местах и необычных явлениях. Также получили информацию об учителях, работавших в Пушкинской школе. Для исследуемых ключей подготовлены таблички-указатели, которые укреплены на всех осмотренных ключах. Обследованы источники питьевой воды – ключи и колодцы – в населённых пунктах. На Никулятском озере, охраняемом нашей школой, мы провели рейд по очистке берегов и акватории озера от мусора, установили новую информационную табличку взамен утраченной. В исследуемых ключах взяты пробы воды и грунта, частично проведён химический анализ воды. Во время похода осмотрели геологический объект “Лисьи норы”, взяли образцы породы. На ключе в д. Берляки обнаружили редкое для нашей местности геологическое явление – травертины. В процессе прохождения маршрута мы выявили экологически неблагополучные места, ликвидировали свалки мусора. Произведена очистка ключей в исчезнувшей д. Игинур, в д. Ширкино и д. Берляки, начата их паспортизация.
Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:
- маршрут подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления как с природой родного края (Никулятское озеро карстового происхождения, ключи как природные источники питьевой воды, геологический объект “Лисьи норы”, травертины как геологическое образование), так и с культурно-историческими объектами сельского быта (различные конструкции колодцев, экспонаты в музее игрушки и сельского быта, творчество мастерицы Н.М. Колчиной);
- маршрут выбран и составлен с использованием топографических карт местности, плана-планшета колхоза им. Пушкина;
- лучшим временем проведения похода будет конец весны, начало лета, также интересно наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов в летний и осенний период;
- из группового снаряжения наиболее востребованы были лопата, топорик. Из специального снаряжения – рулетка и фотоаппарат. Полезными на привалах и ночёвках оказались туристские коврики. Лишних предметов в личном и групповом снаряжении не оказалось.
Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Нужно уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Также ребята получают навыки перехода речек вброд, движения по азимуту, наблюдения за природой. Требуется провести инструктаж по поведению в заболоченных местах, по движению группы в зарослях и вдоль автодорог. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы.
Другие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале. В связи с неблагоприятными погодными условиями линия движения была скорректирована за счёт исключения прохождения некоторых населённых пунктов. Следует отметить несоответствие имеющихся карт современному состоянию и расположению дорожной структуры, населённых пунктов. Погодные условия не всегда оказывались оптимальными (некомфортно идти во время сильного дождя и в жару).
Важным является то, что ребята в процессе общения с населением, деятельности по обследованию и благоустройству источников питьевой воды, проведения экологических десантов осознают свою причастность к сохранению истории и культуры родного края, учатся любить и беречь природу своей малой родины.