Заключения и рекомендации
Поставленные цели путешествия были достигнуты практически в полном объёме. В процессе предпоходной подготовки и во время похода собирали легенды о кладах, заколдованных местах и необычных явлениях. Узнали о истории д. Ёлкино, указе Екатерины по обсадке дорог берёзами, о строительстве Огнётовского замка. Осмотрели охраняемые муравейники, место обитания цапель. Выявили ареал произрастания любки двулистной. Обследованы колодцы в д. Токтаи и, частично, в д. Огнётово. Для исследуемых ключей подготовлены таблички-указатели, которые укреплены на осмотренных ключах. Изучены ключи в д. Ёлкино, д. Огнётово, д. Шагадаки, ключ № 2 на Никулятском озере. На озере, охраняемом нашей школой, провели рейд по очистке берегов озера от мусора, обновили таблички, установили новый указатель. В русле р. Ирки взяли образцы пород, нашли известняк. На ключе в д. Берляки в месте образования травертинов заложили опыт. Произведена очистка ключей в исчезнувшей д. Ёлкино, в д. Шагадаки, на Никулятском озере, начата их паспортизация. В процессе прохождения маршрута мы выявили экологически неблагополучные места, ликвидировали свалки мусора. Во время походов тренировали навыки движения по пересечённой местности, по азимуту, управления вёсельной лодкой.
Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:
- маршрут подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления с природой родного края (Никулятское озеро карстового происхождения, ключи как природные источники питьевой воды, геологические обнажения в русле р. Ирки, места обитания редких растений и животных), с историческими аспектами нашей местности (старый тракт, различные конструкции колодцев);
- маршрут выбран и составлен с использованием топографических карт местности, плана-планшета колхоза им. Пушкина;
- лучшим временем проведения похода будет конец весны, начало лета, также интересно наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов в летний и осенний период;
- из группового снаряжения чаще требовались лопата и топорик. Из специального снаряжения – фотоаппарат и рулетка. Полезны на привалах и ночёвках туристские коврики. Наименее востребованной оказалась ножовка и – в личном снаряжении одного из школьников – поплавочная удочка. Лишних предметов в личном и групповом снаряжении не было.
Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Нужно уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Также ребята получают навыки перехода речек вброд и по стволам деревьев, движения по азимуту, наблюдения за природой. Требуется провести инструктаж по поведению в заболоченных местах, по движению группы в зарослях и вдоль автодорог. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы. Тренировка управления лодкой должна проводиться на неглубоком водоёме.
Другие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале. В связи с поломкой автотранспорта была проведена коррекция маршрута в последний день путешествия. Следует отметить несоответствие имеющихся карт современному состоянию и расположению дорожной структуры, населённых пунктов. Погодные условия были достаточно комфортны.
Важным является то, что ребята в процессе наблюдения за природой, общения с населением, деятельности по обследованию и благоустройству источников питьевой воды, проведения экологических десантов осознают свою причастность к сохранению истории и культуры родного края, учатся любить и беречь природу своей малой родины.