Поход по юго-западной части Кировской области 6, 7, 8 и 10-12 июня 2013 года

Заключения и рекомендации

Поставленные цели путешествия были достигнуты практически в полном объёме. В процессе предпоходной подготовки и во время похода познакомились с редкими и охраняемыми растениями и животными Кировской области [3*]. Научились пользоваться определителем растений [6, 8]. Осмотрели места обитания цапель, бобров, лосей. Отметили ареалы произрастания любки двулистной, зеленчука жёлтого, ветреницы с белыми лепестками. Обследованы колодцы в д. Бараново. Для исследуемых ключей подготовлены таблички-указатели, которые укреплены на осмотренных ключах. Изучены ключи в д. Коновалово, д. Бараново, д Ермаки [10]. Отмечены ключи по маршруту движения по Пижанскому району. Выявлено значение ключей как источника чистой питьевой воды. Познакомились с карстовыми озёрами Лежнинским и Ахмановским [9, 13]. На Никулятском озере, охраняемом нашей школой, провели рейд по очистке берегов от мусора, обновили таблички, установили новый указатель и информационную табличку о редких растениях. В русле р. Ирки взяли новые образцы пород. Произведена очистка ключей близ д. Коновалово, в исч. д. Игинур, на Никулятском озере. Встреченные на маршруте таблички у исчезнувших деревень обновлены и укреплены. В процессе прохождения маршрута мы выявили экологически неблагополучные места, ликвидировали свалки мусора. Во время походов тренировали навыки движения по пересечённой местности (в т.ч. по завалам деревьев, по плотинам), по азимуту, по ориентиру, через брод и заболоченную местность.

Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:

  • часть маршрута подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления с природой родного края (Никулятское озеро карстового происхождения), ключи как природные источники питьевой воды, геологические обнажения в русле р. Ирки, места обитания редких растений и животных) [2, 7], с историческими аспектами нашей местности (уклад сельской жизни в деревне в прошлом веке [14]);
  • для походов с ночёвками следует отбирать более подготовленных и выносливых учащихся;
  • маршрут выбран и составлен с использованием топографических карт местности [1], плана-планшета колхоза им. Пушкина, спутниковых фотографий [11];
  • лучшим временем проведения похода будет конец весны, начало лета, также интересно наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов в летний и осенний период;
  • при выборе сроков походов стоит ориентироваться на прогноз погоды [12], чтобы при необходимости скорректировать маршрут и скорость движения группы;
  • из группового снаряжения чаще требовались лопата и топорик. Из специального снаряжения – фотоаппарат, маркер, рулетка. Полезны на привалах и ночёвках туристские коврики. Практически не востребовано было устройство для определения дебита ключей, т.к. слишком узкое, не захватывает весь выход воды.

Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Большее количество детей влечёт проблемы с проездом и размещением группы. Нужно уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Обязателен инструктаж по поведению в заболоченных местах и при купании, по движению группы в зарослях и вдоль автодорог [4]. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы [5].

ДДругие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале. Следует отметить несоответствие имеющихся карт современному состоянию и расположению дорожной структуры, населённых пунктов. Погодные условия были достаточно комфортны. Места ночлега очень понравились.

Важным является то, что ребята в процессе наблюдения за природой, общения с населением, деятельности по обследованию и благоустройству источников питьевой воды, проведения экологических десантов осознают свою причастность к сохранению истории и культуры родного края, учатся любить и беречь природу своей малой родины.

____________________________

* Используемые ресурсы.

В начало