Заключения и рекомендации
Маршрут путешествия проходил как по юго-западной части Кировской области, так и по северной части республики Марий Эл.
Поставленные цели путешествия были достигнуты практически в полном объёме. В процессе предпоходной подготовки ребята познакомились с редкими и охраняемыми растениями и животными Кировской области [3*], научились пользоваться определителем растений [6, 8]. В походе осмотрели места обитания бобров, места произрастания белокрыльника болотного, сабельника болотного, кувшинки белой. Познакомились с карстовым озером Зрыв (Табашинское) [10, 15]. На Никулятском озере, охраняемом нашей школой, провели рейд по очистке берегов от мусора, установили новую информационную табличку. В русле р. Ирки взяли новые образцы пород. Произведена очистка ключей у д. Берляки, на Никулятском озере. В процессе прохождения маршрута мы выявили экологически неблагополучные места, ликвидировали свалки мусора. Проведён рейд по очистке береговой зоны прудов у д. Пушкино, Ширкино, Берляки. Во время походов тренировали навыки движения по пересечённой местности (по бобровым плотинам, завалам деревьев, обрывам, густой чаще), по азимуту, по ориентиру, через брод и заболоченную местность. Собрали информацию [14] о заброшенных могилах эвакуированных в годы Великой Отечественной войны, которая поможет установить имена этих людей.
Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:
- часть маршрута подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления с природой родного края (Никулятское озеро карстового происхождения, ключи как источники питьевой воды, пруды, геологические обнажения в русле р. Ирки, места обитания редких растений [2, 7, 9, 13]);
- маршрут похода на Табашинское озеро также может быть однодневным, но группа должна быть небольшая, что обусловлено необходимостью проезда на общественном транспорте;
- для похода с ночёвкой выбраны более подготовленные и выносливые учащиеся;
- маршрут выбран и составлен с использованием топографических карт местности [1], плана-планшета колхоза им. Пушкина, спутниковых фотографий [12];
- лучшим временем проведения похода будет конец весны, начало лета, также интересно наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов в летний и осенний период;
- при выборе сроков походов стоит ориентироваться на прогноз погоды [11], чтобы при необходимости скорректировать маршрут и скорость движения группы. Так, из-за дождливой погоды поход с ночёвками был сокращён по количеству дней;
- из группового снаряжения востребованы лопата и топор, котелки. Из специального снаряжения – фотоаппараты. Спиннинг практически не пригодился, т.к. из-за погодных условий время пребывания на водоёмах было ограничено.
Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Большее количество детей влечёт проблемы с проездом и размещением группы. Нужно уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Обязателен инструктаж по поведению в заболоченных местах и при купании, по движению группы в зарослях и вдоль автодорог [4]. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы [5].
Другие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале. Следует отметить несоответствие имеющихся карт современному состоянию и расположению дорожной структуры, населённых пунктов. Поэтому использование спутниковых фотографий помогает не только ориентироваться, но и даёт возможность измерения расстояний.
Погодные условия были неблагоприятными в конце третьего дня путешествия. Место ночлега было комфортным: комнаты были с кроватями, имелась возможность высушить одежду, приготовить.
Очень важно, что ребята в процессе наблюдения за природой, общения с населением, деятельности по обследованию и благоустройству источников питьевой воды, проведения экологических десантов осознают свою причастность к сохранению истории и культуры родного края, учатся любить и беречь природу своей малой родины.
____________________________