Заключения и рекомендации
Маршрут путешествия проходил северо-восточной части Яранского района Кировской области.
Поставленные цели путешествия были достигнуты не в полной мере. При подготовке к походу школьники познакомились с редкими и охраняемыми растениями и животными Кировской области [3*], научились пользоваться определителем растений [6, 8]. В походе осмотрели места обитания бобров, места произрастания белокрыльника болотного, сабельника болотного, зеленчука жёлтого, ландыша майского. На Никулятском озере, охраняемом нашей школой, провели рейд по очистке берегов от мусора, обновили информационные таблички. Найдено 4 ключа, расчищены ключи № 1 и № 2. Снято видео с лосем. Обследовано озеро Дальнее и ключ, его питающий. Во время походов тренировали навыки движения по пересечённой местности (по бобровым плотинам, завалам деревьев, обрывам, густой чаще, вспаханному полю), по азимуту, по ориентиру, через брод и заболоченную местность. К сожалению, не удалось обнаружить места произрастания кувшинки белой, но получили информацию о них. Также выяснили, что в Пиштанской роще есть ещё одно озеро, где, по рассказам жителей растут лилии [14]. Не получилось встретиться с мастерицей Н.М. Колчиной, но в школе имеется видеоинтервью с ней, записанное нами в апреле 2015 г [15]. Про Огнётовский замок прочитали статью А. Скулкиной [10], осмотрели, но внутрь не попали. О д. Савичи рассказал С.Л. Топаев.
Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:
- маршрут 1 дня подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления с природой родного края (Никулятское озеро карстового происхождения, ключи как источники питьевой воды, геологические обнажения в русле р. Ирки, места обитания редких растений [2, 7, 9, 13]); к тому же район расположения озера может служить подходящим полигоном для отработки туристских навыков по преодолению препятствий;
- найденные у Никулятского озера ключи следует нанести на карту водоёма, изучить, расчистить и снабдить табличками;
- полученная в ходе экспедиции информация об озере в Пиштанской роще требует проверки и дальнейшего подробного исследования водоёма; также необходимо продолжить изучение озера Дальнее;
- для установления мест произрастания кувшинки белой на территории Яранского района целесообразно организовать лодочный поход по р. Ярани;
- нужно иметь школьные определители горных пород, птиц и яиц, которые в нашей школе отсутствуют;
- маршрут выбран и составлен с использованием топографических карт местности [1], плана-планшета колхоза им. Пушкина, спутниковых фотографий [12];
- лучшим временем проведения похода является конец весны, начало лета, также интересно наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов в летний и осенний период;
- при выборе сроков походов стоит ориентироваться на прогноз погоды [11], чтобы при необходимости скорректировать маршрут и скорость движения группы;
- из группового снаряжения востребованы лопата и топор, котелки, красный флажок, рулетка. Из специального снаряжения – фотоаппараты.
Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Дети должны уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Обязателен инструктаж по поведению в заболоченных местах и при купании, по движению группы в зарослях и вдоль автодорог [4]. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы [5].
Другие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале. Следует отметить несоответствие имеющихся карт современному состоянию и расположению дорожной структуры, населённых пунктов. Поэтому использование спутниковых фотографий помогает не только ориентироваться, но и даёт возможность измерения расстояний.
Погодные условия были благоприятными на протяжении всего путешествия. Места ночлега были достаточно комфортными, питание – калорийным и регулярным.
Наиболее значительным результатом похода является то, что школьники не только получают туристские навыки, опыт пребывания в природной среде и преодоления трудностей, но и осознают свою причастность к сохранению окружающей природы, важность экологической деятельности, развивают интерес к окружающему миру и осваивают методы его исследования.
____________________________