Заключения и рекомендации
Маршрут путешествия проходил северо-восточной части Яранского района Кировской области.
Поставленные цели путешествия были достигнуты полностью. При подготовке к походу школьники познакомились с редкими и охраняемыми растениями и животными Кировской области [3*],научились использовать определитель растений [6, 8]. В походе осмотрели места обитания бобров, места произрастания любки двулистной, вечерницы сибирской, волчьего лыка, зеленчука жёлтого. Выявлены места обитания занесённых в Красную книгу Кировской области птиц: выпь большая (Мариушемский пруд) и поганка обыкновенная (чомга) (Никулятский пруд). Данные переданы специалистам заповедника “Нургуш” для обновления информации. На Никулятском озере установили новую табличку “Мусор”. Обследованы ключи, отмечено снижение уровня воды и увеличение песчаной косы в месте впадения реки. Во время экспедиции собрали информацию о д. Кукодор, о значении ключей и колодцев в населённых пунктах на маршруте. Осмотрены источники в д. Мари-Ушем, д. Ключи, д. Гусево. Расчищен ключ в исч. д. Кудряши, обследованы ключи в исч. д. Игинур, у р. Полмезнур.
Во время походов тренировали навыки движения по пересечённой местности (по бобровым плотинам, завалам деревьев, обрывам, густой чаще, вспаханному полю), по азимуту, по ориентиру, через брод и заболоченную местность. Искупались в ключевой воде на источнике близ д. Мари-Ушем. Также 8 июня наши школьники сопровождали на Никулятское озеро тургруппу КОГОБУ СОШ г. Яранска в качестве гидов-проводников.
Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:
- маршрут 3 дня оптимально подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления с природой родного края (Никулятское озеро карстового происхождения, ключи как источники питьевой воды, геологические обнажения в русле р. Ирки, места обитания редких растений [2, 7, 9, 13]); к тому же район расположения озера может служить подходящим полигоном для отработки туристских навыков по преодолению препятствий. Мы предлагаем включить данный маршрут в районную программу развития туризма среди учащихся;
- найденные у Никулятского озера ключи после расчистки нужно оборудовать срубами, чтобы они не заиливались во время паводков;
- выявление мест обитания в Яранском районе краснокнижных птиц имеет важное значение, т.к. в последнем издании Красной книги их наличие на территории района не указано;
- использование спутниковых фотографий [12] для составления и проведения похода оправдано, т.к. позволяет видеть современное расположение географических объектов, но следует учитывать, что полевые дороги могут быть запаханы или проходить иначе;
- маршрут был скорректирован во время похода по информации местных жителей, чтобы избежать встречи с агрессивными собаками;
- лучшим временем проведения похода является конец весны, начало лета, также интересно наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов в летний и осенний период;
- при выборе сроков походов стоит ориентироваться на прогноз погоды [11], чтобы при необходимости скорректировать маршрут и скорость движения группы;
- из группового снаряжения востребованы лопата и топор, котелки, красные флажки, рулетка. Из специального снаряжения – фотоаппараты. Желательно иметь телеобъектив для съёмки удалённых животных и птиц.
Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Дети должны уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Обязателен инструктаж по поведению в заболоченных местах и при купании, по движению группы в зарослях и вдоль автодорог [4]. Необходимо регулярно проводить обработку от клещей. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы [5].
Другие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале. Использование спутниковых фотографий помогает не только ориентироваться, но и даёт возможность измерения расстояний.
Погодные условия были благоприятными на протяжении всего путешествия. Места ночлега были достаточно комфортными, питание – калорийным и регулярным.
Следует отметить, что наши ребята любят ходить в походы, активны и любознательны, предлагают свои варианты маршрутов.
Наиболее значительным результатом путешествия является то, что школьники не только получают и совершенствуют туристские навыки, опыт пребывания в природной среде и преодоления трудностей, но и осознают свою причастность к сохранению окружающей природы, важность экологической деятельности, развивают наблюдательность, интерес к окружающему миру, осваивают методы его исследования.
____________________________