Заключения и рекомендации
Маршрут путешествия проходил по юго-восточной и восточной части Яранского района Кировской области.
Поставленные цели путешествия были достигнуты полностью. При подготовке к походу школьники познакомились с редкими и охраняемыми растениями и животными Кировской области [3*], научились использовать определитель растений [6, 8]. В походе осмотрели места обитания бобров, места произрастания любки двулистной, кувшинки белой. Выявлено ещё одно место обитания занесённой в Красную книгу Кировской области поганки обыкновенной (чомги) (Сердежский пруд), обнаружено место произрастания редкого растения баранец обыкновенный семейства плауновые. Найдена маршанция многообразная. Данные переданы специалистам заповедника “Нургуш”. Собраны новые образцы пород в русле р. Ирки. На Никулятском озере установили новую табличку “Ключ № 3”, сделан проход к роднику № 1, исток расчищен и благоустроен, посажен второй саженец кувшинки белоснежной. Обследованы ключи, отмечено снижение уровня воды, образование острова рядом с песчаной косой в месте впадения реки. Во время экспедиции собрали информацию о местах произрастания кувшинки белой. Осмотрены источники в д. Турма, д. Ёлкино.
Во время походов тренировали навыки движения по пересечённой местности (по бобровым плотинам, завалам деревьев, обрывам, густой чаще), по азимуту, по ориентиру, через брод и заболоченную местность.
Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:
- маршрут 3 дня оптимально подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления с природой родного края (Никулятское озеро карстового происхождения, ключи как источники питьевой воды, геологические обнажения в русле р. Ирки, места обитания редких растений [2, 7, 9, 13]); к тому же район расположения озера может служить подходящим полигоном для отработки туристских навыков по преодолению препятствий. Мы предлагаем включить данный маршрут в районную программу развития туризма среди учащихся;
- найденные у Никулятского озера ключи после расчистки нужно оборудовать срубами, чтобы они не заиливались во время паводков;
- выявление мест обитания в Яранском районе редких растений и животных имеет важное значение для изучения края;
- наличие охотничьих домиков у водоёмов и оборудованных мест для костров может помочь в организации быта туристов, есть места, где укрыться в непогоду;
- использование спутниковых фотографий [12] для составления и проведения похода оправдано, т.к. позволяет видеть современное расположение географических объектов;
- лучшим временем проведения похода является конец весны, начало лета, также интересно наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов в летний и осенний период;
- при выборе сроков походов стоит ориентироваться на прогноз погоды [11], чтобы при необходимости скорректировать маршрут и скорость движения группы;
- из группового снаряжения востребованы лопата и топор, котелки, красные флажки. Из специального снаряжения – фотоаппараты. Нужен телеобъектив для съёмки удалённых животных и птиц;
- в многодневные походы должен ходить и педагог-мужчина, т.к. могут быть сложные ситуации, где женщинам не справиться.
Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Дети должны уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Обязателен инструктаж по поведению в местах, где легко потерять ориентировку, по движению группы вдоль автодорог [4]. Необходимо регулярно проводить обработку от клещей. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы [5].
Другие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале. Использование спутниковых фотографий помогает не только ориентироваться, но и даёт возможность измерения расстояний.
Погодные условия были благоприятными на протяжении всего путешествия, кроме 3 дня. Места ночлега были комфортными, питание – калорийным и регулярным.
Важными результатами путешествия являются приобретение и совершенствование туристских навыков, опыта пребывания в природной среде и преодоления трудностей, развитие наблюдательности, интереса к родному краю, формирование экологической культуры. По мнению Т.Е. Казаковой, необходимо ходить в походы с детьми, это впечатления на всю жизнь.
____________________________