Заключения и рекомендации
Маршрут путешествия проходил по северо-восточной части Яранского района и югу центральной части Советского района Кировской области.
Поставленные цели путешествия были достигнуты полностью. При подготовке к походу школьники познакомились с редкими и охраняемыми растениями и животными Кировской области [4*], научились использовать определитель растений [7, 9]. В походе осмотрели места обитания бобров, места произрастания редких растений. Подтверждено выявленное ранее место обитания поганки обыкновенной (чомги) (Сердежский пруд), обнаружено редкое растение ятрышник шлемоносный семейства орхидные. Данные переданы специалистам заповедника “Нургуш”. На Никулятском озере улучшен проход к роднику № 1, исток расчищен, найден ещё один ключ. Выявлено место произрастания кувшинки белой в Советском районе. На ключе в д. Кукодор установлен указатель, осмотрены источники в д. Ширкино, д. Дуброва, д. Фокино. Ребята познакомились с природными памятниками Пижемского заказника: “Зараменская пещера”, пещера “Киров-600”, скальный комплекс “Камень“, Береснятский природно-геологический комплекс (Береснятский водопад, каньонообразная расщелина, Буржатский утёс), осмотрели Береснятский карьер.
Во время походов тренировали навыки движения по пересечённой местности (по бобровым плотинам, завалам деревьев, обрывам, густой чаще, оврагам, каменным осыпям), по азимуту, по ориентиру, через заболоченную местность.
Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:
- маршрут 2 дня оптимально подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления с природой родного края (Никулятское озеро карстового происхождения, ключи как источники питьевой воды, геологические обнажения в русле р. Ирки, места обитания редких растений [3, 4, 8, 10, 14]); к тому же район расположения озера может служить подходящим полигоном для отработки туристских навыков по преодолению препятствий. Мы предлагаем включить данный маршрут в районную программу развития туризма среди учащихся;
- маршрут 3-5 дней очень познавателен для школьников, так как позволяет продемонстрировать разнообразие и красоту родного края, познакомить с памятниками природы регионального значения, развивает интерес к охране окружающей среды;
- выявление мест обитания в Яранском районе редких растений и животных имеет важное значение для изучения края;
- использование спутниковых фотографий [12] для составления и проведения похода оправдано, т.к. позволяет видеть современное расположение географических объектов;
- лучшим временем проведения похода является конец весны, начало лета, также интересно наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов в летний и осенний период;
- при выборе сроков походов стоит ориентироваться на прогноз погоды [11], чтобы при необходимости скорректировать маршрут и скорость движения группы;
- из группового снаряжения востребованы лопата и топор, котелки, красные флажки. Из специального снаряжения – фотоаппараты. Нужен телеобъектив для съёмки удалённых животных и птиц;
- в походах дети учатся общаться с людьми на интересующие их темы, получать необходимую информацию, сопоставлять различные данные и принимать решения.
Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Дети должны уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Обязателен инструктаж по поведению в местах, где легко потерять ориентировку, по движению группы вдоль автодорог [5]. Необходимо регулярно проводить обработку от клещей. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы [6].
Другие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале. Использование спутниковых фотографий помогает не только ориентироваться, но и даёт возможность измерения расстояний.
Погодные условия были благоприятными на протяжении всего путешествия. Места ночлега были комфортными, питание – калорийным и регулярным.
Важными результатами путешествия являются приобретение и совершенствование туристских навыков, опыта пребывания в природной среде и преодоления трудностей, развитие наблюдательности, интереса к родному краю, формирование экологической культуры.
____________________________