Заключения и рекомендации
Маршрут путешествия проходил по северо-восточной части Яранского района, югу Котельнического района и югу центральной части Советского района Кировской области.
Поставленные цели путешествия были достигнуты полностью. При подготовке к походу школьники познакомились с редкими и охраняемыми растениями и животными Кировской области [4*], используя определитель растений [7, 9]. В походе осмотрели места обитания бобров, ареалы произрастания редких растений. Обнаружено редкое растение дремлик тёмно-красный семейства орхидные. Данные переданы специалистам заповедника “Нургуш”. На Никулятском озере расчищен проход к роднику № 1, исток очищен от ветвей, укреплена упавшая табличка. Отмечено место произрастания мяты. Осмотрены источники в д. Долбилово, д. Фокино. Проведена пешеходная экскурсия по Яранску. Ребята прошли экологическими тропами и посетили музеи заповедника “Нургуш”; познакомились с природными памятниками Пижемского заказника: каньонообразный овраг, скальный комплекс “Камень”, Береснятский природно-геологический комплекс (Береснятский водопад, каньонообразная расщелина, Буржатский утёс), Зараменская пещера, посетили зооферму турфирмы “Серебряное копытце”. По Чимбулатскому карьеру проведена автобусная экскурсия.
Во время походов отрабатывали навыки движения по азимуту, по ориентиру, по пересечённой местности (бобровые плотины, завалы деревьев, обрывы, густая чаща, овраги, каменные осыпи, брод, заболоченные участки).
Выводы по данному путешествию можно сделать следующие:
- маршрут 1 дня оптимально подходит для проведения походов выходного дня и экологических рейдов со школьниками 10-15 лет, имеющими минимальный походный опыт, с целью ознакомления с природой родного края (Никулятское озеро карстового происхождения, ключи как источники питьевой воды, геологические обнажения в русле р. Ирки, места обитания редких растений [3, 4, 8, 10]); район расположения озера может служить подходящим полигоном для отработки туристских навыков по преодолению препятствий. Ппредлагаем включить данный маршрут в районную программу развития туризма среди учащихся;
- маршрут 2-4 дней не сложен с технической стороны, но очень занимателен и познавателен для школьников, особенно если использовать экскурсовода;
- маршрут 5-7 дней позволяет осмотреть практически все достопримечательности Пижемского заказника, оценить красоту и своеобразие родного края, развивает интерес к охране окружающей среды;
- выявление мест обитания редких растений имеет важное значение для изучения края;
- использование спутниковых фотографий [12] для составления и проведения похода оправдано, т.к. позволяет видеть современное расположение географических объектов;
- лучшим временем проведения похода является начало лета, что позволяет наблюдать жизнь лесов, лугов и водоёмов;
- при выборе сроков походов стоит учитывать прогноз погоды [11], уровень воды в реках, чтобы при необходимости скорректировать маршрут, способы переправы и скорость движения группы;
- при подъездах использование заказного автобуса при большой группе позволяет снизить финансовые расходы;
- из группового снаряжения востребованы лопата и топор, котелки, красные флажки. Из специального снаряжения – фотоаппараты;
- в походах дети получают возможность общаться с разными людьми на интересующие темы, получать нужную информацию, оценивать её и принимать решения.
Оптимальная численность группы для проведения исследований – 5-8 человек, а для похода экскурсионной или экологической направленности – не более 12. Дети должны уметь разводить огонь, организовывать кострище и бивак, готовить на костре. Обязателен инструктаж по поведению в местах, где легко потерять ориентировку, по движению группы вдоль автодорог [5]. Необходимо регулярно проводить обработку от клещей. Для экологических десантов следует знакомить ребят с правилами и законами сосуществования человека и природы [6].
Другие варианты прохождения маршрута отмечены в картографическом материале. Спутниковые фотографии позволяют визуально определять расположение дорог в лесных массивах, измерять расстояния.
Погодные условия были достаточно благоприятными на протяжении всего путешествия. Места ночлега были комфортными, особенно в визит-центре заповедника “Нургуш”, питание – калорийным и регулярным.
Важными результатами путешествия являются приобретение и совершенствование туристских навыков, опыта пребывания в природной среде и преодоления трудностей, развитие наблюдательности, интереса к родному краю, формирование экологической культуры.
____________________________