Мужчина и женщина в марийских нарядах встречают с хлебом-солью
Марийские
обряды

Старинный марийский обряд поклонения огню “Сила огня” “Тyл вий”

Церемония жертвоприношения проходит 2 года подряд в одной деревне. В 1996 году она проходила в д. Маловитлино с 17 октября по 18, в лесу под названием Иж. В последний раз деревня выходила на церемонию жертвоприношения 40 лет назад.

Церемония проходит 2 дня. В первый день старейшины собираются в определённом доме, который называется – фатера, где они молятся своим богам.

Фото № 1
(Фото Ерошкина С.)

Фото № 2
(Фото Ерошкина С.)

После этого они идут в молильную рощу для приготовления к церемонии: заготовляют дрова, привозят воду, готовят место для кострищ, а именно 7 кострищ, где у каждого кострища есть свой старейшина, на марийском языке дюм y н танг (перевод дословно – жених бога). Эти старейшины варят кашу, ставят на хлеб и молятся.

 

Старейшины костров:
1 костер Свистунов Иван Васильевич
тyы дьмо
2 костер Подыганов Алексей Васильевич
мир кугу дьмо
3 костер Свистунов Петр Трофимович
кугу вyршo
4 костер Свистунов Иван Павлович
кyдлo вyршo
5 костер Свистунов Иван Давидович
тyня вoршo
6 костер Одинцов Василий Васильевич
эрге вyршo
7 костер Свистунов Иван Константинович
Георгий Победоносец

Каждым костром поклоняются определённому дереву, которые заранее обозначаются старейшинами (фото № 1, 2).

Фото № 4
(Фото Никулина И.)

Фото № 3
(Фото Никулина И.)

Фото № 5
(Фото Ерошкина С.)

Фото № 6
(Фото Ерошкина С.)

Фото № 7
(Фото Ерошкина С.)

Отметка на дереве нужна для того, чтобы дерево не забылось, не потерялось на последующий обряд жертвоприношения. У каждого дерева сооружается стол из жердей и накрывается еловыми ветками (ель переводится на марийском языке словом «кож» - это слово мужского рода, т. е. Мужское изначалье божества, у марийцев мужчина считается ближе к богу, что подтверждает дюмyн танг – жених бога). На этот стол приносят хлеб, блины, куда сверху кладут сырники и ставят свечку (фото № 3, 4).

Старейшины костров со своими помощниками разводят костры, подвешивают котлы с водой. У костра с двух сторон кладут брёвна, где будут обезглавливаться животные, которых приносят в жертву богам. В первую очередь приносят в жертву баранов (мужское изначалье). Каждый старейшина проделывает это у своего костра. Барана и гуся обрызгивают водой с помощью еловых веток, обжигают головёшкой голову и снова обрызгивают еловой веткой. Жертва должна стряхнуть воду, а если не стряхивает, то значит, что Бог не принимает эту жертву и её заменяют другой и уносят обратно домой. Баран и гусь варятся отдельно. У этих животных отдельные части тела и внутренностей откладывают отдельно до следующего дня. После этих жертв начинают приносить в жертву животных от хозяев, также откладывая определённые части тела и внутренностей. Этих животных в этот день не варят (фото № 5, 6, 7).

Церемония жертвоприношения продолжается до позднего вечера, так как старейшины ждут подхода людей с дальних деревень. Церемония жертвоприношения проводится систематически. В ней участвуют деревни в порядке очереди. Очередь доходит до деревни примерно через 40 лет. В 1992/93 гг. такой обряд был проведён в д. Ластик Пижанского района, в 1994/95 – в д. Луметполе. В 1996/97 в д. Маловитлино, Яранского района.

На ночь остаются сторожить, потому что к этим животным никому нельзя прикасаться, кроме старейшин и его помощников, до тех пор, пока не сварят. На второй день с утра старейшины с помощниками начинают варить животных, принесённых в жертву от хозяев. В котёл кладётся определённое количество гусей и уток (фото №8, 9). Пока всё варится, люди подходят к дереву и отдают старейшинам определённые вещи к определённому дереву. Например, шерсть – к одному дереву, чтобы в хозяйстве не перевелись овцы и козы, и были ягнята (фото №10). Зерно – к другому, чтобы с хлебом жить, зерно приносят в определённых мешочках (фото №11).

Фото № 9
(Фото Никулина И.)

Фото № 11
(Фото Ерошкина С.)

Фото № 8
(Фото Никулина И.)

Фото № 10
(Фото Никулина И.)

Также приносят мёд, чтобы жить с пчёлами. Масло – жить с коровой и чтобы она не болела. Шерстяные носки – чтобы не болели ноги. Платки – чтобы не болела голова. Льняная ткань – чтобы жизнь была долгой и одежда была. Также люди жертвуют деньги во здравие своих родственников, которых старейшинам перечисляют поимённо. После каждой отданной вещи старейшины читают молитву у дерева (фото № 12,13).

Фото № 14
(Фото Ерошкина С.)

Фото № 12
(Фото Ерошкина С.)

Фото № 13
(Фото Никулина И.)

Старейшины являются уважаемыми людьми, поэтому люди обращаются к ним за разными советами (фото № 14, 15). После этих церемоний, ближе к обеду люди подходят к огням, куда отдали в жертву своих животных. И вся эта группа людей начинает молиться (фото № 16).

Фото № 16
(Фото Ерошкина С.)

Фото № 15
(Фото Ерошкина С.)

После молитвы старейшина со своими помощниками начинают в определённой последовательности, ранее оставленные части тела животных бросать в костёр. Эта церемония проходит возле каждого костра. После чего все старейшины собираются у первого костра и начинают молиться вместе со всеми людьми богу этого огня. Затем переходят к другому огню, и так продолжается до последнего огня (фото №17–21). Завершив молиться всем богам, старейшины возвращаются к своим огням и вместе со своими помощниками начинают разделывать отваренное мясо (фото №22).

Люди приступают к трапезе у тех костров, где приносили в жертву их животных. Хлеб берут со столов, при этом стараются ничего не ронять и не проливать. Все объедки сжигаются у того огня, где брали пищу (фото № 23). В общем, всё сжигается в огне, туда же бросают не сваренных гусей, уток, баранов (шкуры, ноги, головы и т. д.). В этой трапезе принимала участие и наша туристическая группа (фото 24).

Фото № 18
(Фото Никулина И.)

Фото № 20
(Фото Ерошкина С.)

Фото № 17
(Фото Никулина И.)

Фото № 19
(Фото Ерошкина С.)

Окончив трапезу, старeйшины огней всех предупреждают, что каждый участник должен сделать три поклона тому огню, от которого трапезничал, после чего народ начинает расходиться. В роще остаются старейшины с помощниками, чтобы прибраться (территория подметается, мусор сжигается в огне). Ничего не должно остаться, кроме столбов, жердей от стола; их оставляют до следующего года, но через год их тоже сожгут.

Фото № 22
(Фото Никулина И.)

Фото № 24
(Фото Никифорова И.В.)

Фото № 21
(Фото Ерошкина С.)

Фото № 23
(Фото Никулина И.)

После приборки старейшины с помощниками идут в «фатеру», где молятся, затем главный старейшина Подыганов А. В. раздаёт вещи, принесённые во время молельни, старейшинам и их помощникам за их труд. Потом подсчитываются собранные деньги, которые расходуются заранее купленных баранов и гусей, покупают одежду старцам, а остатки оставляют на хранение хозяйке до следующего года. Зерно, шерсть продают, масло, мёд оставляют хозяйке «фатеры» за хлопоты.

Молельню посещают всей семьёй. Раньше женщинам разрешалось приходить только в национальных костюмах, а сейчас это стало необязательным (фото №25).

Вся эта церемония снималась Марийским телевидением для передачи «Сила огня» «Тyл вий» (фото №26). Главный старейшина этого обряда Подыганов Алексей Васильевич пригласил нашу туристическую группу на следующий год.

Фото № 27
(Фото Никулина И.)

Фото № 25
(Фото Никулина И.)

Фото № 26
(Фото Ерошкина С.)

Вверх

Hosted by uCoz