Причёски
Причёски
Женщины, носившие остроконечный шымакш, убирали волосы таким образом, чтобы можно было закрепить остроконечный твёрдый колпачок с палочкой в области темени, на который затем надевался головной убор. С этой целью по бокам теменной части головы заплетали две маленькие косички, которые скручивали вокруг колпачка. Остальные волосы заплетали в одну косу в нижней части затылка и поднимали к твёрдому остову головного убора, закрепив при помощи палочки этого колпачка. Конец косы завёртывали вокруг него. Женщины, носившие остроконечную часть шымакша (колпак) надо лбом, убирали волосы иначе. Причёска их представляла туго скрученный пучок волос в верхней части затылка, который закреплялся при помощи тесьмы. На волосяном пучке держалась остроконечная часть «калпака».
Волосы мариек, надевавших лопатообразную сороку, укладывались следующим образом: по обе стороны затылка они убирались в две косы, которые вплетались в тесьму, затем их завёртывали вокруг головы надо лбом и закрепляли при омощи плетённой тесьмы. У женщин, носивших полотенчатый шарпан, прическа состояла из двух маленьких и двух больших кос: первые заплетались по двум сторонам теменной части головы, спускались к затылку и вплетались в две другие. Концы этих кос соединялись при помощи тесьмы и прикреплялись к поясу.
Головные уборы
Сложные головные уборы типа повязок (вуйон'го, вуйшyдыш, сан'га тен'ге), как свидетельствуют об этом археологические материалы, в прошлом широко бытовали у марийцев. Были два варианта головного убора:
- повязка венец, сплетённая из шерстяных ниток, украшенная бисером и монетами;
- повязка венец на кожаной основе с монетами.
К концу XIX века девичья налобная повязка превратилась в головное укоашение, состоящее из монет, бус и бисера. Основным головным убором девушек был платок (шовыч, солык, савыц): будничный – из холста, в праздники – надевался покупной, фабричный. Он складывался по диагонали, а концы его завязывались под подбородком.
Замужние женщины носили головные уборы четырёх типов:
- каркасные остроконечные «шурка» и «шымакш» (чурик, калпак);
- лопатообразная «сорока»;
- мягкий полотенчатый «шарпан»;
- платки.
Наиболее древним можно считать высокий головной убор на каркасе «шурка». Название этого головного убора происходит от слова «шур» - рог, «Шурка» - дословно переводится «рогатый». Он представлял собой берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопостью сзади, которая прикреплялась к поясу.
Древний марийский женский головной убор происходит от скифского головного убора. Остроконечный «шымакш» является более поздней формой шурки.
Сорока – второй тип каркасного головного убора. Старинная сорока состояла из очелья (сорока сан ' га), державшегося на твёрдой прямоугольной основе из бересты или кожи (12 – 20 см). С боков к очелью пришивались завязки или «крылья». Конец головного убора (сорока поч) спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку-волосник (упш).
Третий головной убор, бытовавший у всех трёх этнографических групп мари, был сложным – составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый «шарпан» из холста, носившийся всегда в комбинации с вышитым начелышем «нашмак». Шарпан представлял полотенце (2 м – 0,3 м), богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой. Нашмак – узкая орнаментированная полоска холста, которая прикреплялась с помощью металлических заколок (вуй име).
Нашмак – узкая орнаментированная полоска холста, которая прикреплялась с помощью металлических заколок (вуй име).
Четвёртый тип головного убора – платки из холста с вышивкой. Их носили поверх остроконечного шымакша и сороки. Зимой надевали тёплые платки-шали (кугу шовыч), сотканные из шерстяных ниток. Традиционные холщовые платки были двух подтипов:
- треугольной формы, носившиеся с остроконечным шымакшем;
- четырёхугольный платок бытовал в районах распространения сороки.
Платок последней формы надевался своеобразно: два его конца накладывались таким образом, чтобы были видны вышитые розетки.