Введение
Наша поисковая группа в течение нескольких лет изучает Никулятское озеро Яранского района. Мы участвовали в экспедициях по изучению морфологии водоёма, озёрного биоценоза, экологических десантах. Это часть нашей малой родины, и мы заинтересованы в продолжении исследований.
Одним из вопросов является выяснение происхождения озера. Предположительно, оно является суффозионно-карстовым, то есть образовавшимся в результате растворения известковых пород. Чтобы подтвердить эту гипотезу, следует определить состав пород, слагающих котловину озера. Провести бурение шурфа для добычи донных пород со дна затруднительно, т.к. отсутствуют необходимые технические средства. Кроме того, озеро имеет значительную глубину и мощный слой донных отложений, так как в течение полувека котловину озера заносит песком река Ирка.
Учитывая эти факторы, мы решили провести исследование пород в доступном для нас месте – в русле реки Ирки, неподалёку от места её впадения в озеро, где есть крутые обрывистые берега, подмытые рекой. Поэтому темой данной работы является «Исследование образцов пород в районе расположения Никулятского озера».
Актуальность данной темы обусловлена как необходимостью прояснить способ образования озера, так и получить данные для решения вопроса по изменению его гидрологического режима (отведение русла реки Ирки, пропущенной через озеро в 60-х годах прошлого века).
Новизна исследования заключается в получении подробных данных о структуре пород в районе расположения водоёма. Кроме того, геологические исследования являются новыми для нас, и освоение новых методов также представляет интерес.
Перед нами стоит проблема: выяснить наличие известковых пород в районе исследования, что может подтвердить гипотезу карстового происхождения водоёма.
Объектом исследования является Никулятское озеро Яранского района.
Характеристики пород в районе расположения озера представляют предмет исследования.
Поэтому целью нашей работы является исследование образцов пород, взятых в русле и берегах реки Ирки.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи.
- Изучить литературные источники на предмет описания геологического строения пород в районе исследования.
- Познакомиться с методиками химических и физических исследований горных пород.
- Исследовать рельеф русла реки Ирки между дамбой и озером.
- Собрать образцы пород в русле реки.
- Установить соответствие найденных образцов составу пород, слагающих русло в районе исследования.
- Определить вид найденных пород, выяснить их физические характеристики, составить описание.
- Провести химические опыты с соляной кислотой для установления содержания известняка.
- Определить соответствие пород в районе расположения озера геологическому строению данной местности.
- Сделать вывод о состоянии пород в районе Никулятского озера.
Таким образом, будет проверена гипотеза: в районе расположения озера залегают известковые породы, размываемые или растворяемые водой, т.е. имеются условия для суффозионно-карстовых процессов, в результате которых предположительно образовалось наше озеро.
Историография. Для характеристики района исследования мы использовали “Географию Кировской области” (1990) и сборник “Природа Кировской области” (1967). Там же мы нашли описание пород, распространённых в Кировской области. Описание пород пермской системы также имеется в “Энциклопедии земли Вятской. Том 7. Природа” (1997).
В Кировской областной научной библиотеке А.И Герцена нашли работу П.И. Кротова “Западная часть Вятской губернии в пределах 89 листа” (1912), в которой имеется описание пород близ деревень Суходол (исчезнувшей), Бараново, Барышники (исчезнувшей), расположенных на берегу реки Ирки в непосредственной близости от объекта нашего исследования.
Много полезной информации по геологическим исследованиям можно найти в учебно-методическом пособии В.Б. Черняхова “Довузовская подготовка школьников Оренбургской области к геологическим специальностям” (2003), в частности, на основе имеющихся там рекомендаций составлен план описания пород. Но следует заметить, что исследования, описываемые в пособии, предполагают высокий уровень владения теоретическими знаниями и практическими навыками.
В перспективе можно продолжить геологические исследования, собрав больше образцов, взяв образцы пород в русле реки ниже озера по течению, изучив береговой срез, проведя раскопки на высоком южном берегу. Можно провести качественный анализ химического состава исследуемых пород.