Организация работы на маршруте
До начала путешествия были распределены обязанности между членами группы, проводился инструктаж по организации работы.
Основная форма исследований – туристско-краеведческая экспедиция.
Практически все члены группы имели не только туристские, но и исследовательские обязанности. Также в течение похода у всех ребят была возможность проявить себя в разных видах деятельности (фото № 1, 2).
Фото № 1.
Ерошкина К. учится определять азимут.
(Авт. Берлякова А.)
Фото № 2.
Беляев Д. помогает Ерошкину В. обновлять таблички
(Авт. Шутов Э.)
Командир отряда Берлякова Анжела и её заместитель Шутов Эдуард отвечали за оформление маршрутного листа в административных зданиях, организовывали руководство группой и контроль за выполнением обязанностей. Анжела изучила учебник по туризму. Также она являлась картографом группы, вела фотосъёмку. Обязанности экологов выполняли Петров Леонид, Шутов Алексей и Ерошкин Вадим. Их задача - контроль за соблюдением чистоты на привалах, организация уборки мусора, обнаружение и ликвидация свалок. В обязанности казначея, которые также выполнял Шутов А., входил сбор средств на продукты и проезд.
Картографическая работа на маршруте также входила в обязанности Берляковой А. (прокладка маршрута, определение азимута на всех участках движения, ориентирование по карте местности). Маршруты и места исследований отмечены на рис. 1.
Гидрологи Беляева Ирина и Ерошкина Ольга (фото № 3) изучили методики описания родников. Ирина, Иванов Коля и Беляев Игорь также являлись летописцами. Они беседовали с жителями, фиксировали время, азимут, расстояние, ориентиры на основных этапах путешествия.
Фото № 3.
Беляева И. следит за измерением глубины колодца.
(Авт. Толстобова Т.П.)
Ерошкина Ксения являлась поваром (фото № 4), составляла список продуктов, готовила пищу, следила за чистотой посуды. Ей помогала Ерошкина Оля.
Фото № 4.
Ерошкина К. и Беляева И. готовят обед.
(Авт. Шутов Э.)
Костровыми в походе были Беляев А. и Никитин А. (фото № 5). В их обязанности входила организация места бивака, запас дров, подготовка кострового хозяйства. Стафеев Данил, как завхоз, отвечал за сохранность и исправность инвентаря (топора, лопаты). Он также активно участвовал в промерах глубин колодцев (фото № 6).
Фото № 5.
Беляев А. и Никитин А. заливают костёр.
(Авт. Шутов Э.)
Фото № 6.
Стафеев Д. измеряет глубину колодца.
(Авт. Шутов Э.)
Все члены группы владеют цифровой фотокамерой, но обязанность вести фотосъёмку возложили на Шутова Эдика.
Также на маршруте была организована общественно-полезная работа. По заданию школьного совета по туризму и краеведению мы убирали замусоренные места на берегах водоёмов и местах отдыха. Места привалов тщательно прибирались.
Заместителем руководителя были Ширкин Валерий Сергеевич и Топаев Сергей Леонидович. Они организовывали и контролировали действия группы при необходимости (фото № 7), отвечали за безопасность группы.
Фото № 7.
Ширкин В.С. контролирует Стафеева Д., выполняющего промер глубины колодца.
(Авт. Шутов Э.)
При промере колодцев соблюдались правила безопасности: обваливающиеся колодцы не измерялись, при необходимости проводящего измерение держали (фото № 6).
Фото № 8.
Группа движется по левой обочине дороги навстречу движению.
(Авт. Толстобова Т.П.)
Участники похода помогали друг другу, страховали на сложных участках. Особое внимание было обращено организации движения вдоль автомобильных дорог (фото № 8).
При выполнении краеведческого задания использовались следующие методы.
- Картографический. Для составления картографического материала использовались данные карты, записи наблюдений за видом местности, данные азимутальных замеров. Азимуты измерялись с помощью жидкостных компасов, расстояния определялись по времени и скорости движения, а также на основании измерений по карте. Использовались карты из разных источников, разных масштабов.
- Метод наблюдения использовался при изучении растительного и животного мира, для составления технического описания похода, для описания экскурсионных объектов.
- Классификация, систематизация и обобщение применялись при организации краеведческих материалов, формулировке выводов и результатов исследования.
- Изучение литературы, материалов походов, карт и схем являлось обязательным моментом при подготовке к походу, также во время похода неоднократно обращались к карте.
- Метод натурной фотосъёмки применялся для фиксации объектов исследований, наблюдений за природными ландшафтами, экскурсионными объектами.