Организация работы на маршруте
До начала путешествия были распределены обязанности между членами группы, проводился инструктаж по организации работы.
Основная форма исследований — туристско-краеведческая экспедиция.
Физико-географическая характеристика района путешествия проводилась по типовому плану и была сделана в период подготовки к походу при изучении района путешествия.
Экскурсоводом по Советскому району являлась Степанова Т.В., директор школы (фото № 1).
Фото № 1.
Степанова Т.В. осматривает панораму р. Немды с высокого берега над Зараменской пещерой.
(Авт. Пуртов В.)
Командир отряда Пуртов Владислав - ответственный за оформление маршрутного листа в административных зданиях, также организовывал руководство группой и контроль за выполнением обязанностей. Им был изучен учебник по туризму [5]. Также он следил за соблюдением правил движения пешеходной колонны вдоль автомобильных трасс, по крутым и осыпающимся склонам.
За ведение дневника похода отвечала Пуртова Мария , которая на протяжении всего пути вела записи, описывая каждый участок маршрута. Методами наблюдения и сравнения описывалась погода, растительный и животный мир, рельеф местности. Она также занималась фотосъёмкой (фото № 2). Работу по сбору информации о Никулятском озере организовывала юный турист Беляева Людмила.
Фото № 2.
Ерошкина М. изучает известняковый грот в скальном массиве Чимбулатского геологического комплекса.
(Авт. Пуртова М.)
Специалистом по животному и растительному миру являлась Ширкина Наталия, которая предварительно изучила литературу [6, 7, 9] . Также обязанности биолога группы, изучавшей Никулятское озеро, выполняла Ерошкина Мария.
Картографическую работу на маршруте выполнял Пуртов Владислав. Им была изучена литература по ориентированию [4]. В его обязанности входила прокладка маршрута, определение азимута на всех участках движения, ориентирование по карте местности, фиксирование пройденного расстояния, проведение глазомерной съёмки. Затем по данным измерений были составлены карты походов, схема Никулятского озера. Также он принимал активное участие в оформлении в компьютерном варианте материалов похода, цифровой обработке фотоснимков.
Чирков Станислав вёл хронометраж, записывая время прохождения участков маршрута, длительность привалов и ночлегов. Кроме этого, он оказался самым активным спелеологом и скалолазом.
За разведение, поддержание и тушение костров отвечал Стафеев Николай (фото № 3). Собирать сухие дрова ему помогали другие участники похода. В походе на Никулятское озеро он выполнял обязанности гидролога (фото № 4): проводил с помощью других участников похода исследования жёсткости и прозрачности воды, а также органолептические исследования.
Фото № 3.
Пуртова Ф.И. и Стафеев Н. у костра на привале у д. Позмогово.
(Авт. Пуртова М.)
Фото № 4.
Пуртова Ф.И. и Стафеев Н. готовы приступить к промерам глубин Никулятского озера. На Коле спасательный жилет из пластиковых бутылок.
(Авт. Ширкина Ю.)
В обязанности ремонтника Степанова Сергея, помимо сооружения кострового хозяйства также входило закапывание и уничтожение мусора. Кроме этого, он являлся казначеем группы, собирал деньги на билеты при подъезде на транспорте, при покупке продуктов.
Повар Ерошкина Мария обеспечивала группу вкусными калорийными обедами. Все девочки принимали участие в их приготовлении. К походу на Никулятское озеро она освоила съёмку цифровым фотоаппаратом и была назначена фотографом.
Благодаря санитару Ширкиной Юлии, которая внимательно следила за состоянием здоровья туристов, все чувствовали себя хорошо. Она также организовала обработку всех участников походов репеллентом от комаров и клещей (фто № 5).
Фото № 5.
Ерошкина М. проводит обработку Беляевой Л. репеллентом перед походом к озеру. Снимок сделан в д. Бараново.
(Авт. Ширкина Ю.)
В походе по обследованию карстовых пещер и скального массива Толстобовой Т.П. проводилась видеосъёмка (фото № 6 и 7) с целью последующего монтажа учебного фильма для уроков краеведения и географии.
Фото № 6.
Толстобова Т.П. проводит видеосъёмку скального берега р. Немды у Зараменской пещеры.
(Авт. Пуртова М.)
Фото № 7.
Пуртов В. освещает один из ходов Зараменской пещеры, снимаемый на видео Толстобовой Т.П.
(Авт. Пуртова М.)
Также на маршруте была организована экологическая работа. На высоком берегу р. Немды мы ликвидировали кучу мусора. При этом тщательно прибирали за собой места биваков, гасили костры, уничтожали мусор.
При исследовании объектов изучения использовались следующие методы.
- Картографический. Для составления карты похода использовались данные карты, записи наблюдений за видом местности, данные азимутальных замеров. Азимуты измерялись с помощью жидкостных компасов, расстояния определялись по времени и скорости движения, а также на основании измерений по карте. Чтобы избежать ошибок при измерении азимутов, они определялись дважды разными участниками.
- Метод глазомерной съёмки использовался при обмере берегов Никулятского озера с целью последующего составления его схемы.
- Для фиксации точек промера глубин озера применялся метод азимутальных координат, при котором азимут положения лодки определялся одновременно с двух разных точек.
- Прозрачность воды определялась с помощью белой эмалированной кружки, подвешенной на верёвке с отметками через каждые 10 см. Она опускалась в воду с теневой стороны лодки. Выбиралось среднее значение между моментами исчезновения и появления светлого пятна.
- Органолептический. Для исследования воды определялся её вкус, цвет и запах.
- Температура воды измерялась на поверхности и на глубине. В последнем случае термометр в течение нескольких минут находился у дна, затем быстро извлекался.
- Жёсткость воды определялась степенью размыливания в ней кусочка мыла. Также при кипячении воды в ложке наблюдался минеральный осадок.
- Метод наблюдения использовался при изучении растительного и животного мира, карстовых пещер, известняковых скальных образований.
- Классификация, систематизация и обобщение применялись при составлении таблиц, организации краеведческих материалов, формулировке выводов и результатов исследований.
- Изучение литературы, карт и схем являлось обязательным моментом при подготовке к походам, но и в походе ребята неоднократно обращались к путеводителю [2].