Люблю я вятские просторы:
В лесах – берёзовую сень,
Озёра, реки, косогоры ...
Ю.Г. Катерничук
Обоснование выбора краеведческой темы
Уже несколько лет одним из направлений краеведческой работы нашей школы является изучение природных объектов юго-западной зоны Кировской области. Походы по родному краю позволяют средствами туристско-краеведческой работы решить задачу экологического и эстетического воспитания молодого поколения.
Последнее время туристическая группа «Зелёный компас» занималась изучением таких природных явлений как карстовые образования. В последние два года ребята изучили и систематизировали теоретический материал по теме, провели исследование провальных карстовых озёр юго-западной части Кировской области – Ахмановского, Лежнинского и Никулятского.
Объектом подробного изучения стало единственное в районе Никулятское озеро, описание которого в литературных источниках практически отсутствует. Была проделана работа по составлению схемы озера, профиля его котловины, промера глубин, описания животного и растительного мира, а также проведён сравнительный анализ трёх карстовых озёр. Также ребята собрали легенды и воспоминания жителей, связанные с озёрами. Изучая явление карста, ребята совершили поход, посвящённый обследованию известных карстовых пещер Зараменской и «Киров-600», известняковых скальных образований на берегах р. Немды Чимбулатском ботанико-геологическом комплексе в Советском районе.
Для более полного изучения Никулятского озера было решено продолжить работу поисковой группы по его исследованию. Большой интерес ребят вызвало легендарное карстовое озеро Шайтан Уржумского района, поэтому на совете по туризму был запланирован поход на это озеро.
Цели краеведческой работы.
1. Знакомство с таким интересным природным объектом юго-западной части Кировской области, как озеро Шайтан Уржумского района; изучение его литературного описания, обследование озера и сбор материалов для уроков краеведения и географии; осмотр Лебяжского городища – историко-культурного памятника федерального значения.
2. Исследование Никулятского озера: уточнение схемы озера, составление его батиметрической схемы, схемы русла р. Ирки, измерение прозрачности и температуры воды, сбор сведений об озере среди местных жителей; разработка проекта по изменению гидрологического режима озера.
3. Воспитание любви к своему родному краю, его уникальному природному миру, формирование эстетического чувства в процессе его изучения и описания.
4. Развитие чувства ответственности за состояние и сохранность окружающего нас мира природы, приобщение к экологической деятельности.
Материалы исследования Никулятского озера размещены здесь, описание ореховой рощи в д. Шуракши - в приложении.